СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

УР ХАЛДЕИСКИЙ

 

Человеку, побывавшему сегодня в той части Ирака, которая, словно руки, с двух сторон обнимает Тигр и Евфрат, трудно поверить, что 5— 6 тысячелетий назад это был один из самых густонаселенных и, может быть, самый цивилизованный уголок земли. Сейчас эти места пустынны: с безоблачного неба льет свои знойные потоки солнце, сильный ветер гонит тучи песка, дожди выпадают редко. Лишь на короткое время вес­ной желто-бурая пустыня расцвечивается зеленью трав и яркой пестро­той цветов.

Однако именно в этом угрюмом краю был очаг величайшей цивили­зации на земле, здесь возникла древнейшая из известных культур и древ­нейшее из открытых до сих цор государств. Уроженцем Ура был Авра­ам — избранник бога Яхве, заключивший с ним «завет» и ставший родо­начальником евреев и арабов (через Измаила). Из города Ура, распола­гавшегося в Южной Месопотамии, Авраам был призван Богом, который сказал ему: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего (и иди) в землю, которую Я укажу тебе».

 

Сейчас на голой и бесплодной пустыне высятся холмы, по названию самого высокого из них арабы называют всю местность «аль-Муккай- ир» — «Смоляной холм». Впервые изучение этого края началось в 1854 году, когда Д.Е. Тейлор, английский консул в Басре, во время одной из своих инспекторских проверок начал обследовать некоторые районы Месопотамии. Он и определил «Смоляной холм» как место, под кото­рым скрыты развалины библейского города Ура.

На развалинах храмовой башни Д.Е. Тейлор обнаружил цилиндры с надписями, которые упоминали имя царя Набонида, но тогда консул еще не мог прочитать надписи вавилонского царя. Более того, в самой Англии не нашлось никого, кто бы заинтересовался ими. Сообщение Д.Е. Тейлора о его попытках проникнуть в тайны «Смоляного холма» в Лондоне было принято спокойно, даже равнодушно, а потом и вовсе сдано в архив. В своей книге «Библейские холмы» немецкий писатель Эрих Церен отмечает, что Англия, обогатив свои «музеи быками-колос- сами с человеческими головами, чуть было не проспала славу первоотк­рывателей библейского Ура халдеев». Честь этого открытия она разде­лила с американцами, когда экспедиция Пенсильванского университета в конце XIX века предприняла на заброшенном холме пробные раскоп­ки. Но и американцы не опубликовали ни одного сообщения о результа­тах своих исследований.

В конце Первой мировой войны попавший в Месопотамию англий­ский солдат К. Томпсон, чтобы скрасить свою однообразную солдатс­кую жизнь, стал осматривать руины некоторых холмов. Но его ограни­ченных средств не хватало для серьезных раскопок огромного холма, однако, вернувшись в Лондон, он сумел заинтересовать Британский музей. Новые раскопки Ура начались только в 1922 году, когда музей Пенсильванского университета предложил Британскому музею совмес­тную работу под руководством археолога Л. Вулли. Десять лет продол­жались раскопки в Уре, а затем они были приостановлены, чтобы науч­но обработать и опубликовать накопившийся материал.

В Уре археологи раскопали огромную храмовую площадь, на кото­рой постройки возводились в течение почти 2000 лет — от царей древ­нейшего шумерского времени до великих царей Персии. Раскопанные экспедицией храмы были ограблены еще в древности, но и сохранивши­еся остатки позволили ученым установить многое. Например, что дере­вянные двери храмов когда-то были облицованы золотыми пластинка­ми, а украшениями стен служили золотые ззезды, гвозди и лучи.

Самые грандиозные постройки в Уре относятся приблизительно к рубежу III и II тысячелетий до нашей эры — ко времени правления царей III династии. На центральной площади Ура, как и в других древ­них городах Месопотамии, возвышался зиккурат — массивная много­ступенчатая башня, в которой стояла статуя могущественного бога Нанна, покровителя города, — самое большое и красивое сооружение Ура. Башня называлась «горой Бога», и ее было видно далеко за преде­лами города. В стенах зиккурата археологи нашли множество глиня­ных конусов, которые закапывались в землю при закладке здания. На них была надпись:

«Во славу царственного сына Нанна, сияющего с ясных небес, внемлющих мольбам и молитвам... я, Варадсин, благочестивый правитель... построил для бога дом его, радость сердца Этеменнигур. Чудо и украшение земли, да стоит он вечно!»

Жилые дома в Уре были достаточно комфортабельны по тем време­нам. Фундамент дома и нижние части стен, чтобы предохранить их от дождя, были сложены из обожженного кирпича, а остальная часть стен — из кирпича-сырца. В некоторых кварталах Ура дома были высотой в два этажа: в нижнем, кроме обязательного центрального дворика, распола­гались еще праздничная горница и второй дворик-святилище (оно же было и семейной усыпальницей); во втором этаже находились жилые комнаты, которые выходили на галерею. Такие дома были рассчитаны на одну семью, но с ростом городского населения они стали заселяться несколькими, порой и не родственными семьями.

Население Ура составляли кузнецы, кожевники, рыбаки, сторожа, мастера-строители, жрецы и жрицы разного ранга. У немалой части на­селения Ура имелись и сельскохозяйственные интересы, но в основном жители были горожанами. Они уже не стремились переселиться за пре­делы города, несмотря на всю скученность и тесноту в нем. За городом могли безопасно жить только те, у кого уже нечего было отнимать, а большинство жителей Ура имели тесные связи с царским двором, хра­мами, с крупными мастерскими и т.д.

Экспедиция Л. Вулли вела раскопки и на большом погребальном поле в районе храмов Ура. На протяжении многих столетий из гробниц Ура было расхищено несметное количество сокровищ и‘Бесценных про­изведений искусства, и все же археологам удалось найти две не потре­воженные грабителями гробницы. Перед членами экспедиции предста­ла неожиданная и поразительная картина сложного погребального ри­туала.

В углу огромной ямы (глубиной около 10 метров) был устроен ка­менный склеп, в который помещали тело умершего владыки. С ним ос­тавались несколько приближенных, которых умерщвляли, прежде чем тоже положить в склеп. Затем на дно огромной усыпальницы, устлан­ной циновками, по наклонному спуску сходили те, кто добровольно от­правлялся с покойным царем в загробный мир: жрецы, руководившие всем погребальным обрядом, военачальники со знаками отличия, дамы из придворного гарема — в роскошных одеждах и драгоценных головйых уборах, слуги, музыканты, рабы...

Следом за ними въезжали повозки, запряженные быками или осла­ми, а замыкали шествие воины, которые становились на страже у входа в гробницу, как и подобает солдатам: с медными копьями на боку и медными шлемами на голове. Все участники траурной процессии зани­мали отведенные для них места на дне могильного рва, и после заклю­чительного священнодействия каждый выпивал чашу со смертоносным напитком и погружался в вечный сон.

Обширное собрание предметов было найдено в царских гробницах Ура, и среди них такие известные, как «золотой козлик в зарослях», «цар­ский штандарт», шлем Мескаламдуга, головной убор Пу-аби, многочис­ленные печати со сценами «фриза сражающихся». А еще трапециевид­ные арфы, украшенные инкрустированными изображениями животных: орел с львиной головой парит над двумя рогатыми животными, у свя­щенного дерева стоят два быка, сцена борьбы между львом и быком, которые поднялись на задние лапы, обхватив передними друг друга. Кро­ме этих сюжетов, на инкрустациях арфы ученые обнаружили «человека- быка» с рогами и копытами. Это был особый тип музыкальных инстру­ментов, которые можно определить как «инструмент-изображение». Но когда и почему в древнем Уре возникла ассоциация с быком, ученые пока не могут объяснить. Однако имелась в виду, вероятно, не просто фигура животного.

Свирепый бык молодой, круторогий... с бородой лазуритовой, исполнен­ный красоты!

Так говорится в одном из гимнов о Нанна — боге Луны. Лазурит пользовался у шумеров особым почтением. В их мифах постоянно пре­возносилась красота этого камня, ведь и богиня смерти Ласу обитала в подземном царстве в лазуритовом дворце. Культ этой богини имел пря­мое отношение к теме смерти и загробного мира, поэтому появление быка с «лазуритовой бородой» в царских гробницах говорит о том, что он участвовал в погребальных церемониях.

В царских гробницах были найдены и две деревянные четырехколес­ные повозки, относящиеся к III тысячелетию до нашей эры. Колеса и края повозок были инкрустированы длинными рядами серебряных и лазуритовых бусин и украшены серебряными кольцами й амулетами, тоже изображающими быков.

За несколько прошедших тысячелетий дерево, конечно, сгнило, од­нако археологам удалось реконструировать повозку, так как она лежала в яме совершенно нетронутой. В каждую повозку были впряжены по три быка, их скелеты лежали вместе с остатками сбруи. Перед головами быков находились скелеты конюхов, которые держали животных за по­водья. Внутри повозок ученые обнаружили останки возниц, сидящих на своих местах и держащих в руках вожжи так, как их застала смерть тыся­челетия назад...

 

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru