СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ЗОЛОТО "ЛЮТИНЫ"

ЗОЛОТО "ЛЮТИНЫ"

 

Целое столетие внимание всех было приковано к спасению клада совершенно иного рода — золота "Лютины". В конце XVIII столетия Европа воевала с революционной Францией. Французы за­хватили Бельгию и провозгласили Гол­ландию Батавской республикой. Пруссия и Испания были вынуждены заключить Базельский мир. Дому Габсбургов при­шлось заключить мир в Кампо-Формио; Бельгия, Ломбардия и левый берег Рей­на отошли к Франции. В эти годы подня­лось значение Гамбурга как одного из центров мировой торговли — город стал основным перевалочным портом Север­ной Европы: после оккупации Голландии весь ее прежний товарооборот перешел к ганзейскому городу. Однако гамбург­ское купечество оказалось не во всем подготовлено к этому, прежде всего не хватало наличных денег для срочной оплаты фрахтов, а банки требовали за предоставление кредитов до 30%.

В такой ситуации купцы стали искать помощи. Материковые государства вое­вали или же оказались некредитоспо­собными в результате прошлых войн. Единственной европейской державой, разбогатевшей во время войн, была Англия. Она использовала свой мощ­ный флот для того, чтобы отобрать у Франции и ее союзников все колонии. Одновременно Англия расширила свою мировую торговлю и увеличила про­мышленность. Союзники Англии на мате­рике должны бьши нести всю тяжесть войны, а недосягаемый остров собирал добычу. Просьбу Гамбурга о помощи в Англии услышали, так как, во-первых, Гамбург был также врагом Франции, а во-вторых, рассудили, что если торгов­ля Гамбурга будет успешной, то Англия на этом также заработает. Поэтому лон­донские банки собрали необходимые 24 миллиона талеров.

В начале октября 1799 г. эта сумма в количестве 1000 золотых и 500 сереб­ряных слитков была подготовлена. Пер­воначально планировалось погрузить цен­ный груз на один из торговых кораблей и отправить его с конвоем. Однако эта идея была вскоре оставлена, так как на море было очень неспокойно: хотя фран­цузский флот больше не существовал, в море все равно бьшо несколько капер­ских судов, плававших под французс­ким флагом и рассматривавших пролив как место охоты за добычей. В конце концов для перевозки золота английс­кое правительство предоставило военный корабль "Лю тину". Это был быстроход­ный парусный фрегат водоизмещением 900 т, имевший на борту 52 пушки и 280 человек команды. При соблюдении полной секретности сокровища в бочках и ящиках были погружены в трюм фрегата, и вечером 9 октября 1799 г. "Лютина" при хорошей погоде покинула Ярмут-Роадс. До Гамбурга ко­рабль должен был зайти еще на голландс­кий остров Тексе ль, чтобы оставить 140 000 фунтов, предназначенных в ка­честве жалованья для находившихся там английских войск.

В первые часы погода была для "Лю­тины" удачной. Однако около полуночи, когда корабль уже находился на широ­те Гельголанда, начался сильный шторм; на рассвете "Лютина" уже лежала на дне моря. Она наскочила на песчаную банку вблизи острова Тершеллинг и тут же оп­рокинулась — лишь одному из 280 чело­век команды удалось пережить катастро­фу на несколько часов.

Как только весть о гибели "Лютины", а одновременно и о большом количестве денег, золота и серебра, находив­шихся на ее борту, пришла в Голландию, Голландия — бывшая союзница Франции, а следовательно, находившаяся в состоя­нии войны с Англией — объявила, что она конфискует корабль. Казалось, Ан­глия навсегда потеряла сокровища, так как с английской стороны что-либо пред­принять было невозможно. Правда, вла­дельцы золотых и серебряных слитков не понесли убытков в связи с катастро­фой: груз был застрахован у "Ллойда".Непонятно, почему правительство Голландии не организовало сразу же спасения так неожиданно доставшихся ему сокровищ: ведь во время отлива корабль был еще легко досягаем. Лишь спустя два года был отдан приказ попы­таться поднять ценности. Жившие побли­зости рыбаки принялись за работу, пы­таясь с помощью сетей и клещей для ловли устриц поднять сокровища. С по­мощью примитивных инструментов были подняты на поверхность монеты и слитки на сумму более миллиона талеров, пока морское течение, которое было здесь особенно сильным и часто меняло направление во время штормов, не по­хоронило корабль: он вскоре оказался под слоем песка толщиной в несколь­ко метров. Это случилось зимой 1801 г. В последующие двадцать лет "Лютину" больше не тревожили, все попытки до­браться до нее оказались тщетными.

В 1821 г. голландские дельцы объе­динились в "Привилегированное спаса* тельное общество", которое получило от правительства концессию на поднятие сокровищ "Лютины". Общество обяза­лось половину спасенных ценностей пере­дать правительству. Разумеется, в Англии встретили создание этого общества со смешанным чувством, ибо там не теря­ли надежду в один прекрасный день поднять ценности своими силами, так как война с Голландией давно была за­кончена. Теперь эта надежда, казалось, исчезла окончательно. Между тем "Ллойд" считал, что часть груза кораб­ля можно спасти, и в 1823 г. через бри­танское правительство с соответствую­щим прошением обратился к королю Голландии. Голландский монарх, вероят­но, сам считал спасение сокровищ невоз­можным, а может быть, и хотел проде­монстрировать свою дружбу с Англией: он уступил свои права Георгу IV, тог­дашнему королю Англии, который тут же передал полученные права "Ллойду".

Правда, этот подарок вначале оста­вался лишь на бумаге, так как 'При­вилегированное общество" за 25 лет не добилось ни малейшего успеха. Созда­валось впечатление, что море хочет ос­тавить сокровища у себя. Однако в 1857 г., когда собрались прекратить работы, новое изменение течения нео­жиданно смыло огромный слой песка, и корабль вновь стал досягаем. И несмот­ря на это, по-настоящему доставать сок­ровища стали только лишь в следующем году, а именно с помощью водолазов, которые тогда были использованы впер­вые. Им удалось поднять на поверхность до октября 1858 г. слитки золота стои­мостью свыше полумиллиона. Все счи­тали, что полное спасение сокровищ является теперь лишь вопросом време­ни. Однако это предположение не под­твердилось, так как море неожиданно распорядилось по-своему: течение снова погребло корабль в песке. Водолазы все же не теряли надежды: слой песка был не слишком толстым и затвердевал песок медленно. В последующий период рабо­ты стоимость поднятого золота превы­сила полтора миллиона талеров. В конце 1860 г. слой песка стал настолько тол­стым, что пришлось прекратить рабо­ты. Шесть лет спустя начался новый этап спасения: технический прогресс не обо­шел и могилу "Лютины" — бьши построе­ны огромные экскаваторы. Чтобы соз­дать водолазам благоприятные условия для работы, песок пытались убирать ков­шом. Но море оказалось сильнее: ко­личество песка, наносимое течением, бы­ло большим, чем вычерпанное экска­ваторами... Попытки добраться до ко­рабля в последующие годы, как только это позволяли условия течения и пого­ды, бьши еще менее удачными. Наконец в 1900 г. голландское спасательное об­щество заявило, что оно не верит боль­ше в успех операции и по этой причине расторгает контракт.

В Англии были настроены не так пессимистически, ибо покоившиеся на глубине золото и серебро на сумму свы­ше 20 миллионов талеров все еще мани­ли к себе. С помощью более совершен­ной техники операция могла стать ус­пешной. "Английская национальная ассо­циация по спасению судов" (АНСС) предложила продолжать работы за свой счет и заключила с "Ллойдом" и голланд­цами соответствующий договор. Сог­ласно этому договору, 70% поднятых сокровищ отходили в пользу Ассоциа­ции, остаток делился пополам между "Ллойдом" и голландцами. В 1911 г. АНСС начала работы, используя при этом центробежные насосы — работаю­щие в принципе аналогично нынешним пневмоэжекторам — и ковшовые экска­ваторы. Однако вскоре выяснилось, что землесосы проигрывают соревнование с течением, которое наносило песка боль­ше, чем его можно было отсосать. Нако­нец эксперты решили изменить направ­ление течения: мимо корабля.

Это удалось сделать благодаря соору­жению почти двухкилометрового, до­вольно глубокого канала, прорытого с помощью землесоса. Сооружение канала продолжалось до начала 1913 г., так как нужно бьшо убрать полтора миллиона тонн песка. После этого раскопки судна пошли настолько быстро, что средняя часть корпуса стала доступной для во­долазов уже в июле того же года. В стен­ке корпуса они обнаружили пробоину, через которую можно было просунуть руку и прощупать слитки металла. Не­сомненно, это была наибольшая часть сокровищ, которая все еще находилась внутри корабля. Когда водолазы сооб­щили эту радостную весть, каждый подумал, что наконец-то цель близка. Спустя несколько дней водолазы снова спустились к кораблю, прихватив соот­ветствующие инструменты для расшире­ния пробоины. Однако корабль настоль­ко сильно повернулся в созданном зем­лесосами пространстве, что пробоина оказалась больше недосягаемой. Хотя работы и продолжались, но успеха они не принесли.

С началом первой мировой войны работы по извлечению ценностей были приостановлены. С тех пор "Лютина", вновь покрытая песком, лежит нетрону­той на глубине, ибо последующие попыт­ки добраться до нее оказались безуспеш­ными.

Сегодня об английском фрегате и его истории в Нидерландах напоминают лишь две 12-фунтовые пушки и якорь кораб­ля, установленные у входа в порт остро­ва Тершеллинг, а также несколько мо­нет, золотых слитков и предметов снаря­жения команды, хранящиеся в музее острова. А в страховой компании "Ллой­да" в Лондоне всякий раз при известии об  очередном погибшем застрахованном в компании судйе звонит колокол "Лю­тины", поднятый на поверхность водо­лазами в 1859 г

Кроме того, каждому президенту ком­пании Ллойда регулярно о тогдашних событиях напоминает надпись, сделанная на президентском кресле:

"Это кресло изготовлено из руля ко­рабля Его Величества "Лютины", кото­рый вышел 9 октября 1799 года из Яр- мута-Роадс и потерпел крушение в ту же ночь у острова Флиленд, во время ко­торого погибли все люди, находившиеся на борту, за исключением одного чело­века".

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru