СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

СПОРТСМЕНЫ-ПОДВОДНИКИ- ПОМОЩНИКИ АРХЕОЛОГОВ

СПОРТСМЕНЫ-ПОДВОДНИКИ- ПОМОЩНИКИ АРХЕОЛОГОВ

 

Развитие подводного спорта можно сравнить с исследованием Америки: му­жественных мореходов, ступавших на американскую землю до Колумба, можно приравнять к пионерам подвод­ного спорта, а открывателей после Ко­лумба — к аквалангистам последних 35 лет. Благодаря Колумбу средневеко­вая Европа узнала о существовании Американского континента, благодаря изобретению акваланга подводный мир стал известен сегодня.

В наше время вряд ли найдется еще место (в пределах определенных глу­бин) на доступных участках берегов европейских морей, которое не бьшо бы обследовано подводниками еще несколь­ко десятилетий назад. И если, несмотря на это, сегодня мы еще находим останки затонувших кораблей, пушки, гончарные изделия или остатки строений, то это лишь потому, что до последнего време­ни "не имеющими никакой ценности" вещами никто не интересовался.

В настоящее время существуют груп­пы спортсменов-подводников, которые тесно сотрудничают с музеями, универ­ситетами и другими научными учрежде­ниями. Сделаны тысячи открытий, одна­ко лишь немногие из них приобрели всеобщую известность.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ У ФИНСКИХ ШХЕР

9 июля 1790 г. исполнилось 28 лет со дня восшествия на русский престол Екатерины II. Нассау считал, что в этот день самым интересным, самым достой­ным ее праздником будет сражение, которое еще полнее, чем сражение в Выборгской бухте — здесь шведы 3 июля 1790 г. потеряли семь линейных кораб­лей, три фрегата и 31 корабль шхерного флота, — не только подорвет могущество Швеции, но и отдаст императрице на ее милость плененного ненавистного швед­ского короля. На русском корабле было уже подготовлено помещение для коро­нованного пленника — с такой уверен­ностью ожидали падения Густава .

В скалистой бухте, называемой Свен- сксунд, расположена группа небольших островов, а по направлению к Луизе — порт Аспо. Нассау намеревался направить свой удар на пролив Аспо. Он даже не стал дожидаться обещанного подкрепле­ния (пушечных шлюпов), ибо совсем недавно собранный шведский флот со­стоял из 190 кораблей, а под его коман­дованием находилось 230 судов.

"Утром, около 10 часов, под сильным неприятельским огнем Нассау прибли­зился к шведам. С обеих сторон непре­рывно стреляли орудия. Когда Нассау заметил, что его положение начало ухуд­шаться, он попытался одержать победу с помощью своего превосходства в судах и приказал двинуть свой флот вперед. В результате этого в узком пространстве скопилось такое количество кораблей, которое исключало маневрирование. Гус­тав, заметивший эту ошибку, приказал выдвинуть свои тяжелые корабли, кото­рые обрушили на русских огонь тяжелых орудий. Вскоре изменился ветер, начался ураган, затруднивший отход русским ко­раблям. Небольшие суда стали беспоря­дочно отходить, крупные суда расстрели­вались или переворачивались от шторма. То, к чему стремился Нассау - уничто­жить вражеский флот, - сделал Густав. Сражение в Свенсксунде — Руотсинсалми было решающим сражением этой войны. Шведы захватили 55 кораблей, 40 судов погибли в волнах".

Такое или подобные сообщения совре­менников о гибели кораблей постоянно побуждают заинтересованных спортсме­нов-подводников к целенаправленным

случайно были обнаружены остан­ки русской галеры, погибшей в сражении 9 июля 1790 г., острова, расположенные возле финского портового города Котка, стали целью нескольких подводных экс­педиций. Были найдены останки несколь­ких малых судов, не имевших, правда, особенного значения. Во время погруже­ний не обошлось без повреждений рус­ских галер, так как подводники-любите­ли не имели специальной археологиче­ской подготовки: их цель заключалась в том, чтобы поднять на поверхность и передать музеям наибольшее количество предметов. Ученые быстро положили конец такой бесконтрольной деятельнос­ти. Под руководством Национального музея при финском союзе подводного плавания стала действовать специальная группа, занимавшаяся в первую очередь обследованием локализованных до сих пор останков затонувших судов. Русская галера, получившая рабочее название "Св. Николай", была не только объектом исследования. Здесь будущие помощни­ки археологов приобретали практические навыки во всех областях подводной археологии.

В результате 30-летней исследователь­ской и учебной работы был точно выме­рен корпус судна, имевшего в длину 40,6 м. Киль, шпангоуты и перекрытия были изготовлены из дуба, а доски — из вяза. Очевидно, корабль был задуман как блокадное судно — к этому выводу приводит его чрезвычайно простая и не­уклюжая конструкция. Первоначально на его борту, очевидно, находилось от 18 до 19    тяжелых и 4—6 средних или легких пушек. Установлено, что в свое время на борту находились 18—24-фунтовые ору­дия общей массой 57,84 т. Корабелы того времени на таких парусниках обычно располагали пушки так, чтобы оптималь­ное расстояние от одного пушечного люка до другого составляло 3,17 м. У "Св. Николая" же этот промежуток равен 3,42 м.

В последние годы внимание спортсменов-подводников в первую очередь направляется на внутренние помещения корабля, в особенности их заинтересова­ли камбузы. Аквалангисты зарегистриро­вали более 400 объектов и благодаря профессиональному фиксированию нахо­док обеспечили детальную реконструк­цию этого помещения. Однако, кроме камбузов, были также обнаружены и подняты на поверхность вооружение и личные предметы моряков: некоторое количество ручного огнестрельного ору­жия, небольшая бронзовая мортира, бутылки, фарфор, части такелажа и раз­ные детали кормового украшения. По­следние особенно интересны, так как они имеют элементы французского стиля.

Большое внимание привлекли обнару­женные 678 русских монет: отчеканен­ная в 1778 г. золотая пятирублевка; отчеканенный в 1767 г. золотой рубль;

39   золотых рублей и копеек (четырнад­цать монет по рублю, 11 монет достоин­ством 1/4 рубля, 9 двадцатикопеечных монет, две монеты по 15 копеек и три — 10-копеечных), самая поздняя из кото­рых датируется 1788 г.; 637 медных ко­пеек, выпущенных в период с 1766 по 1788 г. Так как не всегда удавалось про­читать на монете год выпуска, то остает­ся лишь предположить, что некоторые медные монеты были выпущены в 1789 или 1790 г.

В конце 1967 г. спортсмены-подводни­ки обнаружили у западного входа рейда Юссаре три бронзовых орудия. На ство­лах были изображены гербы шведского королевского дома Ваза и год — 1523. При систематическом обследовании мор­ского дна вокруг места находки в после­дующий год были обнаружены останки еще одного судна, покоившегося на глу­бине 17 м: это был двухмачтовый бриг с хорошо сохранившейся главной палубой, бушпритом и четырьмя небольшими пушками, которые находились еще на своих лафетах. Корабль, относящийся к

XVIII  в., известный среди жителей окру­ги как "Серебряный бриг", судя по обна­руженным предметам, очевидно, был также русского происхождения.

Среди останков многих кораблей, об­наруженных в финских шхерах, наиболь­ший интерес представляет корабль, обна­руженный возле Борете. Когда в 1960 г. сеть рыбака зацепилась за грот-мачту этого корабля, никто еще не предпола­гал, какие сокровища, представляющие собой культурно-историческую ценность, будут подняты на поверхность в ближай­шие годы. Первые обследования показа­ли, что это был голландский торговый корабль, везший в XVIII в- в Петербург модные товары; он затонул во время шторма в архипелаге Нагу.

Среди поднятых предметов находи­лись карманные часы в золотых корпу­сах и золотые табакерки. Часы (за иск­лючением нескольких экземпляров французской работы) были изготовлены в Лондоне. Обнаруженные по сигнатурам имена некоторых мастеров до сих пор не были известны в традиционной литера­туре (Дрекраб, Фьюфелдер, Траиитс, Ре Курнаб и Ренель). Золотые табакерки были изготовлены в Париже в период 1745—1747 гг. По клеймам можно судить о том, что большинство из них были сде­ланы мастерами Пьером Жаррйном и Франсуа Марто.

Среди прочего груза следует упомя­нуть еще голландские и французские табакерки из эмали и цинка. В камбузе наряду с различными кухонными пред­метами аквалангисты прежде всего обна­ружили керамическую посуду.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru