СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ПО СЛЕДАМ ИСЧЕЗНУВШИХ ПОД ВОДОЙ КУЛЬТУР

ПО СЛЕДАМ ИСЧЕЗНУВШИХ ПОД ВОДОЙ КУЛЬТУР

 

Руины архитектурных сооружений, находящиеся на дне моря, издавна про­изводят большое впечатление на людей, которые дают объяснение такому не­обычному явлению в форме полуфантастических сказании. В прошлом на побе­режьях произошло большое количество геологических катастроф, которые при­вели к тому, что значительные участки суши оказались ниже уровня моря. А разве сейчас не происходит постепенного опускания некоторых портовых горо­дов? Вспомним Венецию или Равенну: города, которые ежегодно медленно опускаются. В гробнице готтского коро­ля Теодориха, в мавзолее западнорим­ской императрицы Галлы Плацидии или в других знаменитых архитектурных па­мятниках постоянно прибывает вода. Причина? Неправильное планирование промышленного строительства. Вокруг города, за последние десятилетия на осу­шенных болотах были построены гигант­ские заводы. Постоянная потребность этих предприятий в воде покрывается за счет глубинных скважин, построенных без учета структуры почвы, что в конеч­ном итоге приводит к постоянно убыст­ряющемуся ее опусканию. И прибываю­щая морская вода постепенно затапли­вает исторические и культурные памят­ники

Однако культурные напластования го­родов затапливались водой не только на побережьях...

ПОДВОДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АНТИЧНЫХ ПОРТОВЫХ ГОРОДОВ

Великая греческая колонизация явля­ется одним из важных событий в истории Древнего мира. Этот феномен как след­ствие экономической и социальной пере­стройки, которая произошла в Древней Греции в связи с ликвидацией родового общества и переходом к рабовладель­ческому способу производства и в пе­риод с середины VIII по середину VI в. до н.э. достигает наивысшей точки своего расцвета, в конечном итоге привела к созданию значительного числа городов- государств, которые располагаются от Кавказского побережья до Испании. А заселение берегов Черного моря произо­шло лишь в VII в. до н.э. и являлось поч­ти исключительно делом выходцев горо­да Милета. Около 650 г. до н.э. они смело вошли в страшное, "негостеприимное море", которое скоро стали называть "гостеприимным". Возникало одно посе­ление за другим. Важнейшим из них являлись: Синопа и Трапезунд на южном берегу; Томы, Истрия, Каллатис, Одесс и Месембрия на западе; на севере прежде всего следует отметить Тиру в устье Днепра и Ольвию на Буге, напротив устья Днепра; Феодосию и Пантикапей в Крыму, на востоке — Диоскуриаду. У каждого из этих городов была богатая история, которая часто оканчивалась полным разрушением в результате войн, пожаров, землетрясений...

Свидетельства тогдашней греческой культуры мы находим сегодня во всех археологических музеях, расположенных вдоль Черноморского побережья, — го­родские стены, гробницы, останки зда­ний и другие культурные достояния на­поминают нам о создателях этих горо­дов.

На протяжении десятилетий эти места являются полем обширной деятельности историков, а после изобретения аквалан­гов широкой сферой исследования стало также и морское дно.

В течение десяти лет институтом Архео­логии АН СССР совместно с истори­ческим факультетом Московского уни­верситета регулярно проводились под­водные археологические экспедиции с

целью изучения оказавшихся под водой частей античных городов на северном побережье Черного моря. Принятое в 1957 г. решение о проведении подводных археологических экспедиций ИА АН СССР базировалось на том выводе, что за счет подводных исследований значитель­но обогатятся результаты наземных рас­копок.

В июне 1966 г. группа румынских под­водных археологов под руководством Василе Косма начала обследование антич­ного порта Каллатис. Год спустя та же самая группа — правда, теперь в ее соста­ве наряду с несколькими новыми аква­лангистами находились ученые: профес­сор Кристиан Владеску и профессор Константин Преда — встретилась на бере­гу в небольшой деревне. Здесь на рас­стоянии около 2 км от курорта Мангалиа находится затопленный порт Каллатис. От моря он отделен приблизительно полуторакилометровой дамбой, проходя­щей параллельно берегу и расположенной от него на расстоянии 2-2,5 км. Дамба шириной от 25 до 30 м обложена обрабо­танными каменными плитами размером 600 х 600 мм. Глубина моря в этом мес­те составляет 8 м, высота дамбы в сред­нем 4 м, она покрыта песком и плотным слоем мидий. Лишь в нескольких местах отчетливо видно, что дамба построена руками человека. Портовые сооружения, а также остатки бастиона Каллатиса были тщательно промерены, после чего была изготовлена подводная карта исследуе­мой территории. В последующие годы была обследована бывшая городская стена древнегреческого поселения, ухо­дящая в море.

На болгарском побережье подводные археологи концентрируют свою работу прежде всего в районах Варны, Несебара и Созополя. В окрестностях Созополя — античного Аполлония — в течение 60 лет люди поднимали на поверхность пред­меты фракийского, греческого, римско­го и византийского происхождения. Большое количество находок свидетель­ствовало о том, что здесь затоплена часть когда-то существовавшего поселения. Однако это предположение не подтвер­дилось, все говорит о том, что поднятые на поверхность предметы античности слу­чайно попали в море: ближние окрест­ности Созополя были известны как идеальные убежища для кораблей, укры­вавшихся от непогоды, а там, где ко­рабль долго стоит на якоре, многое выбрасывается за борт.

В бухте Варны интерес археологов был в первую очередь направлен на участок побережья возле мыса Кали- акра. Обследованные там портовые сооружения и обнаруженные при этом многочисленные находки говорят о том, что пройдут годы, прежде чем мы смо­жем получить точные результаты веду­щихся здесь исследований.

В южной части бухты подводники обнаружили останки корабля, относяще­гося к IV—V вв., и подняли на поверх­ность около 380 амфор, частично еще заполненных смолой. На месте находки археологи обнаружили удивительное ан­тичное портовое сооружение — подвод­ный мол, построенный из полуотесанных камней. От поверхности воды мол нахо­дился на расстоянии 1,5—2 м и служил в качестве волнореза. С течением времени пространство между берегом и подвод­ным молом заполнилось песком.

Сегодняшний Несебар известен не как небольшой рыбацкий поселок, а как туристический объект. Старинная часть поселка, расположенная на острове и сое­диненная с материком трехсотметровой дамбой, охраняется государством. 8 тече­ние нескольких лет вокруг Несебара проводятся обширные археологические раскопки. Эти работы в 1960 г. по зада­нию Археологического института Акаде­мии наук были распространены также и на соседние прибрежные воды. В связи с реставрацией крепостной стены, пост­роенной в период с III по IV в. до н.э., вначале были обследованы в море те участки, на которых заканчивалась стена. Было установлено, что защитный вал раньше уходил в море, чтобы в мелкой воде преградить путь врагам по обеим сторонам перешейка. К сожалению, до сегодняшнего дня крепостная стена в своем первоначальном виде не сохрани­лась, она обрушилась в результате земле­трясения 1913 г. До этого можно было бы гораздо легче провести научное ис­следование системы укреплений. Однако тогдашние власти не проявили к этому проекту никакого интереса...

Древние порты Средиземного моря буквально взывают к археологам. Порт Вье в Марселе существует 2500 лет. Во время последней мировой войны фашис­ты в безуспешном стремлении уничто­жить французских участников Сопротив­ления взорвали средневековый лабиринт. С лица земли был стерт древнейший квартал Марселя. Однако при Долее позд­них исследованиях там были обнаружены дубовые стреловидные укрепления порта Массалиа, относящегося к VI в. до н.э., а также следы деревянных приспособлений для поднятия кораблей с целью обработ­ки корпуса судна горячей смолой для уничтожения корабельных червей. Обна­руженная там же ионическая капитель является единственной каменной строи­тельной деталью греческого происхожде­ния, когда-либо обнаруженной во Фран­ции. Некоторые археологи считают илистое дно старого порта Марселя настоящей книгой по истории Греции. Может быть, там удастся найти скульптуры, которые вода уберегла от войн Юлия Цезаря. Если закрыть узкий вход, то воду из старого порта можно легко выкачать. Правда, это было бы сопряжено с опасностью лишить дохода лодочников, которые возят ту­ристов к месту заточения мнимого графа Монте-Кристо в замке Иф.

Стратегом среди археологов был умерший в 1954 г. ученый Пуадебар. Его основной целью бьшо найти следы древнего торгового пути из Испании в Китай. В середине двадцатых годов Пуа­дебар проводил раскопки в сирийской пустыне и в конце концов очутился в рыбацкой деревне на скалистом острове у побережья Средиземного моря. Когда- то эта деревня была сильным финикий­ским городом Тиром.

В качестве одного из методов для про­ведения своих исследований в пустыне Пуадебар использовал воздушную раз­ведку. Можно ли с самолета обнаружить затопленные портовые сооружения? Полученные фотоснимки показали, что основными членами рабочей группы, ви­димо, окажутся подводники. Исследова­тель нанял местных ныряльщиков и не­сколько водолазов. Простые ныряльщи­ки успешно провели разведку больших участков на мелководье. Они явились проводниками, которые вывели тяжелых водолазов к подводным руинам.

Пуадебар получил у капитана Ива пе Прера инструктаж по технике подводной фотографии. Ле Прер конструировал для различных фотоаппаратов специальные корпуса, с помощью которых можно было вертикально фотографировать с поверхности воды. Особенно полезным средством при определении контуров лежащего под водой порта оказались стереоснимки. Еще до окончания иссле­дований, длившихся в период 1935— 1937 гг., Пуадебар производил также и подводную съемку. Он обнаружил "длин­ное, хорошо построенное сооружение", целью которого бьшо защищать от юго- западных ветров стоявшие на якоре корабли. Финикийцы из огромных ка­менных блоков складывали волнорезы, используя для этого естественные рифы.

С 1946 по 1950 г. Пуадебар исследовал портовые дамбы и молы другого круп­ного финикийского порта — Сидона, се­годня — Сайда в Ливане. Заслугой Пуаде- бара были не только его открытия, но прежде всего тот способ, с помощью которого он привлекал для своей рабо­ты большое количество технических достижений и многочисленных ученых. Он фотографировал в воздухе и под водой, использовал плавучие краны, при­влекал для своих целей картографов, археологов, моряков, подводников, ин­женеров, геологов, военно-морские службы, а также членов правительства.

Французский водолаз и публицист Фи­липп Диоле следующим образом ком­ментирует значение работ Пуадебара в Сидоне и Тире: "Сегодня мы знаем, на­сколько в действительности большим был порт римской колониальной провин­ции около 200 г. до н.э. Теперь мы мо­жем оценить, насколько большими долж­ны были быть волнорезы, часто выдавав­шиеся далеко в море, для защиты якор­ных стоянок. Мы знаем, как между от­дельными портовыми бассейнами осу­ществлялось судоходство, как оно регу­лировалось; различные каналы были построены с учетом направления ветра, были тщательно продуманы сооружения складов товара, резервуары для воды и арсенал, а также установка различных погрузочных механизмов на причалах. Иногда имелись, как, например, в Си до­не, специальные промывочные системы, служившие для предотвращения загряз­нения порта илом. Это сооружение было построено финикийцами и позднее пере­нято их наследниками". Сидон в Ливане, Шершел в Алжире, Цезарея в Израиле и Херсонес на Крите принадлежат к числу портов, которые были детально обследо­ваны аквалангистами.

Аполлония, порт большой греческой колонии Кирена на побережье Ливии, в 1958—1959 гг. был исследован экспеди­цией Кэмбриджского университета под руководством археолога Н. Флемминга. После того как подводники закончили измерения, исследователи впервые нанес­ли на карту крупный морской порт, наполовину находившийся под водой.

Байя возле Неаполя когда-то являлся важным портом греческой колонии Ки­ме. С момента извержения Везувия в 79 г. Байя постепенно опускался под воду. Руины Байи находятся сегодня на глубине до 10 м.

Полстолетия назад во время земля­ных работ в порту рабочие обнаружили руины античного Байи. Были спущены водолазы, чтобы проверить, не окажется ли в развалинах предметов древней куль­туры. В итоге на поверхности оказались произведения искусства, в частности обломок скульптуры крылатого Эроса и мраморная статуя Посейдона.

В 1958 г. итальянский спортсмен-под­водник Раймондо Бухер вновь обратил внимание на Байю: он впервые опубли­ковал подводные снимки развалин. В 1959 г. профессор д-р Нино Ламболья начал систематическое исследование го­рода на дне моря. Профессор Ламболья в середине шестидесятых годов закончил свои работы и установил, что Байя явля­ется своеобразной Помпеей на морском дне.

В настоящее время нам известно более 200 античных поселений или портов, затопленных водами Средиземного моря. Большое их количество учеными уже обследовано, другие будут исследованы в ближайшие годы - и никто не знает, какие неожиданные открытия еще ждут подводных археологов.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru