СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ПОДНЯТИЕ НА ПОВЕРХНОСТЬ "КАИРА"

ПОДНЯТИЕ НА ПОВЕРХНОСТЬ "КАИРА"

К числу первых бронированных воен­ных судов Америки принадлежала также канонерская лодка "Каир", судьба кото­рой сложилась особо: это был первый корабль, потопленный миной с электри­ческим запалом. Южане опускали в реку начиненные порохом бутыли, соединен­ные с берегом медным проводом. Как раз в тот момент, когда "Каир" намере­вался пройти это минное заграждение, с берега была замкнута цепь. Это произо­шло 12 декабря 1862 г. в 11 час 55 мин на реке Яцоо — притоке Миссисипи, — возле Виксбурга. В современных источ­никах не дается никакой информации о потоплении "Каира". Только в сохранив­шемся дневнике одного юнги сказано, что происходило в эти минуты. Несмотря на работу всех помп, вода в трюме "Каи­ра" постоянно прибывала. Отдельные части палубы уже покрылись водой, ког­да команду, состоявшую из 160 человек, принял на борт другой корабль Северных штатов. Далее юнга записал: "Мы успели укрыться своевременно, иначе нас за­хлестнул бы адский котел пенившейся воды. Через 12 мин после первого взры­ва от канонерки на поверхности были видны только верхушки труб и флагшток.

В январе следующего года до коман­дующего военно-морскими силами Северных штатов дошли слухи, что Юж­ные штаты с помощью водолазного коло­кола пытаются снять с "Каира" орудия и другое ценное оборудование. Чтобы про­верить правильность информации, 27 ян­варя 1863 г. на реке Яцоо на трех кате­рах появился очень опытный моряк контр-адмирал Дэвид Д. Портер. Следов южан он не обнаружил, также не увидел и "Каир". Корабль погрузился в ил, и вода целиком скрыла канонерку от любопытных взглядов. Летом и осенью того же года при малой воде было сдела­но несколько попыток поднять "Каир", однако все они оказались напрасными...

В середине пятидесятых годов нашего столетия д-р Эдвин Г. Бирсс — специа­лист по истории Гражданской войны в Америке — при изучении архивных мате­риалов натолкнулся на уже упомянутый нами дневник, а тем самым и на факт гибели "Каира". Вместе с геологом Вар- реном Грабо и его коллегой М. Д. Джэк­сом 12 ноября 1956 г. на небольшом катере он отправился к тому месту на реке, где, по их мнению, все произо­шло. День оказался благоприятным, так как уровень воды в Яцоо был на пол­метра ниже обычного. Их единственным научным инструментом был компас. Они надеялись, что стрелка компаса начнет реагировать, как только они окажутся над бронированной канонеркой. Так и произошло: внезапно стрелка компаса повернулась на 180°. Ученые стали про­бивать ил металлическим прутом, кото­рый уперся в "Каир".

Однако запланированное поднятие судна нельзя было осуществить: не было финансовых средств. В 1959 г. помощь предложили два водолаза - Кен Паркс и Дж&ймс Харт. В мутной воде, опираясь только на собственное чутье, они помети­ли буями основные точки корабля и сильной струей воды очистили от ила капитанский мостик. Во время этого пер­вого этапа работы под водой были сдела­ны многочисленные находки; шпаги, мыльница, таз для умывания, зеркало, банка сапожного крема, медицинские пу­зырьки, складной стул, ванна для мытья и несколько приборов для передачи инфор­мации. Из мастерской канонерки были подняты на поверхность наковальня, тиски, молотки, стамеска и резец.

В следующем году фирма "Андерсон и Талли" предоставила для поднятия судна плавучий кран "Портерфилд". После не­скольких неудачных попыток — тросы и толстый стальной канат не выдержива­ли — 14 сентября капитанский мостик был отделен от копуса и поднят на по­верхность. Стены мостика были выпол­нены из 60-см дубовых досок и покрыты 5-см железными плитами. Эта находка пробудила интерес губернатора штата Миссисипи, который пообещал энтузиас­там помощь.

В последующий период работы по поднятию корабля продолжали граждан­ские и военно-морские водолазы.^ С по­мощью пневматического эжектора "Каир" был очищен от ила. Затем на кор­пусе судна укрепили понтоны, чтобы под­нять канонерку по тому же принципу, по которому был поднят "Ваза". Однако здесь эта система оказалась неэффектив­ной: при подъеме понтоны сорвало с якорей и унесло течением.

На конференции подводных археоло­гов, проходившей в штате Миннесота, Бирсс рассказал обо всех предыдущих попытках по поднятию "Каира". Он пред­ставил заключения различных комиссий, касавшихся методов и стоимости работ по поднятию корабля, его реконструк­ции, а также о значении "Каира" для исторических исследований. Через два года после конференции опытное спаса­тельное общество продолжило работы. Под корпус судна было пропущено семь стальных тросов, каждый толщиной 8 см. С помощью четырех поворотных кранов "Каир" высвободили из ила и под водой отбуксировали вверх по течению. В углублении, которое бьшо оставлено "Каиром" на дне реки, была затоплена большая баржа. В конечном итоге плани­ровалось посадить корабль на баржу, выкачать из нее воду и таким образом поднять "Каир". Однако за это время уровень воды изменился, и стало невоз­можным придать кораблю нужное поло­жение, не подняв часть его из воды. Это было связано с большим риском, так как тросы и без того уже глубоко вреза­лись в стенки корпуса. Таким образом, в конце концов от попытки поднять "Каир" целиком пришлось, к сожалению, отказаться.

Позднее корпус корабля был разделен на три части, которые были подняты по отдельности и направлены для реставра­ции в музей Виксбурга, специально для этого построенный. Бирсс записал сле­дующее о последней фазе этой работы: "... тем не менее мы должны были быть довольны результатами этой операции. "Каир" оказался огромным музеем, хра­нившим в себе тысячи находок. Многие из них сообщали новую информацию о жизни на борту первой бронированной канонерки нашей страны. Специалисты ... изучили такое количество находок, кото­рое еще не приходилось видеть ни одно­му из наших современников, ...изучение конструкции корабля открыло удиви­тельно много подробностей, о которых при простом анализе исторических доку­ментов никто никогда бы и не дога­дался".

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru