СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

МАРШРУТЫ ТОРГОВЦЕВ МЕХАМИ

МАРШРУТЫ ТОРГОВЦЕВ МЕХАМИ

 

Еще за 500 лет до того, как Колумб, пытаясь обнаружить западный морской путь в Индию, достиг восточного побе­режья Америки, отважные норманнские мореплаватели уже высаживались на се­вероамериканскую землю. Это сегодня воспринимается как сенсация. По иссле­дованию Северной Америки, начиная с доколумбовского времени, включая пе­риоды почти систематического изучения североамериканского восточного побе­режья, его вод и близлежащей суши, до вторжения в глубь страны, начала това­рообмена и создания колоний в XVI в., а также строительства первых постоян­ных поселений в начале XVII в., сущест­вует богатый материал: подлинные сооб­щения мореходов, описания путешест­вий, сухопутные и морские карты, исто­рические зарисовки, гравюры и картины.

Анализ этих источников — с привлече­нием находок, полученных во время на­земных раскопок, — дает относительно полную историческую картину того вре­мени. Хотя больше не приходится ожи­дать сенсаций, однако археологи не сидят сложа руки. С одной стороны, необходи­мо выяснить много нюансов, касающих­ся периода открывателей и последующих столетий. С другой стороны, одна треть всех пресноводных озер в США — искус­ственные, и их количество с каждым годом увеличивается, так что ученые должны концентрировать свое внимание на районах, которые в будущем подверг­нутся затоплению. Несмотря на интенсив­ную археологическую работу, интересные в археологическом отношении места одно за другим исчезают под водой, в резулмате чего возникла необходимость распространить дополнительные исследо­вания и на территории, оказавшиеся под водой: ученые либо прибегали к помощи подводников, либо сами становились водолазами. И то, что они занимались изучением не только искусственных водоемов, но и естественных: рек и озер, вполне оправданно. Этот период археоло­гических исследований относится к нача­лу шестидесятых годов, т.е. к моменту, когда на побережье с помощью самых современных средств уже были обследованы останки затонувших кораблей.   
КОРАБЛИ НА ДНЕ ВЕЛИКИХ ОЗЕР    
 
В 1958 г. были обнаружены останки "Галифакса", построенного англичанами в 1756 г. в Освего на озере Онтарио. Это был двухмачтовый корабль с прямыми парусами49 и гафельным парусомЗО, рас­положенным за грот-мачтой^ I. Киль и шпангоуты были выполнены из дуба, соединены дюбелями и внутри и снару­жи обшиты толстыми дубовыми доска­ми. Среди найденных предметов были обувь, украшения, монеты, курительные трубки, ножи, канаты, бочки и пугови­цы. Через 10 лет на 10-метровой глубине в озере Чемплейн случайно были обна­ружены две бронзовые пушки. При более позднем обследовании дна озера аквалан­гисты не обнаружили останков судна, зато нашли пушки, мушкеты, шпаги, инструменты и мушкетные пули — оче­видно, все это выбросили французы, уходя от преследовавших их англичан. Французы намеревались позднее поднять дорогостоящие орудия и отметили это место якорями. Однако пушки оказа­лись поднятыми на поверхность лишь 200 лет спустя. При этом аквалангистов удивила неожиданная находка: ствол одной из пушек оказался закрыт проб­кой. В результате этого был защищен от воды заряд — четыре мушкетных пули в мешке с порохом и сверх этого пушеч­ное ядро. Таким образом, впервые бьшо обнаружено заряженное орудие, относя­щееся к такому раннему периоду.

В последней трети XVIII в. на озере Чемплейн крейсировали два враждебных флота: американский, состоявший из двух галионов, двух шлюпов32, трех галерЗЗ д восьми гундело, и англий­ский — в составе фрегата$4, двух галио­нов, одного гундело, одного радо, двух канонерок3$ и четырех лодок. В октяб­ре 1776 г. оба флота погибли в битве при Валькур-Исланд. Позднее останки амери­канского флота были подняты со дна озера.

Особый интерес представляют останки "Филадельфии", поднятые в тридцатые годы капитаном Л. Ф. Хэгглондом. Ко­рабль, представлявший собой гундело, сегодня реставрирован и находится в Смитсоновском институте в Вашингтоне. Это 17-метровое судно, похожее на шлюп с одной мачтой и прямыми парусами.

На реке Святого Лаврентия также были раскопаны останки парусника, затонувшего в начале XIX в. И к этому же периоду следует отнести и "Джеффер­сон", останки которого были найдены в 1960 г. Однако прежде, чем начались рас­копки, предприимчивые строители засы­пали место находки щебнем и камнями для строительства нескольких промыш­ленных здании. Так была похоронена надежда получить информацию о конк­ретном типе судна (чертежей "Джеффер­сона" нет). Весьма поучительным в этой связи является также сообщение Ховар­да Чеппелля, куратора Национального музея США, что "потом, когда при строи­тельстве кораблей начали делать чертежи, хранению подвергали лишь немногие из них. В Америке существует немного до­кументов о конструкциях кораблей, построенных в период до 1800 г."

За исключением некоторых каноэ$6, самыми старыми судами, поднятыми со дна американских внутренних вод, являются все же корабли, останки кото­рых обнаружены в озере Джорджия на глубине 30 м. Это три малых военных корабля, так называемые "батокс", отно­сящиеся к 1750 г. На первой конферен­ции по подводной археологии, в 1963 г. проведенной Историческим обществом штата Миннесота, директор музея "Ади- рондек мьюзеум эт блю маонтин лейк" (штат Нью-Йорк, США) Роберт Брюс объявил, почему он поднял останки этих двух судов на поверхность: "У нас не сохранилось ни одного батокса коло­ниального периода; существует всего лишь два рисунка, о которых мы не можем твердо сказать, что на них изоб­ражены действительно настоящие баток- сы. Поэтому очень важно установить контуры и конструкцию этих судов, которые внесли существенный вклад в развитие судостроения США".

Совершенно иной характер носили стремления Джозефа Хольбаха, директо­ра музея судоходства в Ньюпорт-Ньюс: он пошел по следам американской Вой- ны за независимость. Как известно, свое­го кульминационного пункта эта война достигла в 1781 г. Британский генерал Корнволлис с 7000 своих солдат был окружен вдвое большим количеством войск под командованием Вашингтона и Рочембью. Судьба Корнволлиса зависела от того, чья сторона получит первой по­мощь с моря. Сэр Самуэль Худ оказался первым, подошедшим со своими 14 кораблями к мысу Виргиния. Но так как в бухте Чесапик он не обнаружил против­ника, то поплыл далее к Нью-Йорку, что­бы соединиться там с флотом Грейфеса, состоявшим из пяти кораблей. 30 авгус­та насчитывавший 28 кораблей флот графа де Грассе прибыл в бухту Чесапик для оказания помощи Вашингтону. Так как де Грассе ожидал прибытия ещё восьми кораблей под командованием де Барраса, он 5 сентября вышел в море для их встречи и возле мыса Хенри обнару­жил английский флот. Однако сражения не произошло, имели место лишь незна­чительные столкновения обоих авангар­дов. В то время как Грейвс еще два дня оставался со своими пятью кораблями в этом районе, прежде чем повернуть на север (он считал, что его суда не явля­лись боеспособными), Худ проник в бух­ту Чесапик, чтобы оказать помощь Корн* воллису. 10 сентября появился де Бар­рас, и объединившийся французский флот загнал корабли Худа в реку Йорк. Французские береговые батареи подожг­ли британский флагманский корабль "Черон" и три транспорта. На последней стадии боя Корнволлис забаррикадиро­вал реку, потопив целый ряд небольших судов, а затем отправил на дно также и свои последние фрегаты "Гваделупа" и "ФовеЙ". 19 октября 1781 г. Корнволлис капитулировал... Открытый в 1930 г. в Ньюпорт-Ньюсе музей судоходства через четыре года начал поиск потопленных в реке Йорк судов. В одном многообе- щавшем месте водолазы опустились в грязную воду, глубина здесь составляла 12 м. После часа интенсивных поисков было поднято первое пушечное ядро. Затем на поверхности стали появляться корабельные балки, доски, части орудий и старая бутылка из-под рома. Затем последовали находки, обнаруженные среди останков двух лежавших рядом судов. Два года работали водолазы на дне реки Йорк. В итоге их добыча соста­вила десять железных орудий, большое количество боеприпасов, два железных якоря, большое количество инструмен­тов и столовых приборов, глиняную по­суду и бокалы.

Вторая группа археологов работала в другом месте. Планировалось найти и по возможности поднять . на поверхность один из первых пароходов Америки. Экспедиция казалась многообещающей, поскольку корабль затонул в реке всего лишь около ста лет назад.

Война за отделение Южных штатов от США проходила в тот период, когда воен­но-морские флоты мира переходили от парусов к паровым машинам, от дере­вянных корпусов к стальным, от борто­вых залпов к небольшому количеству орудий, стрелявших снарядами и заклю­ченных в башни. Когда в апреле 1861 г. атакой на форт Самтер началась война, американский флот состоял из 42 ко­раблей, 23 из которых имели паровую машину. Почти все корабли находились в руках северян, промышленный Север имел больше возможностей, чем Юг, быстро увеличить состав флота.

На захваченной в начале войны воен­но-морской верфи в Норфолке коман­дование флотом южных штатов одело старый деревянный паройой фрегат "Мерримзк" в защитную рубашку из железных плит. На корабле бьшо 10 ору­дий, на носу и на корме — 18-см пушки с нарезными стволами, вращавшиеся на 90° в любую сторону. Орудийный борт состоял из одного 15-см нарезного орудия и трех 23-см гладкоствольных пушек. Команда фрегата насчитывала 320 человек, его командиром был капи­тан Франклин Бахманн. Когда 30 марта 1862 г. переделка корабля завершилась, он был переименован в "Виргинию". Однако это название не привилось, и корабль по-прежнему продолжали назы­вать "Мерримэк",

Переоборудование фрегата не осталось в тайне и вызвало на Севере контрмеры:

19  февраля 1862 г. Джон Эриксон закон­чил строительство "Монитора". Корабль имел водоизмещение 1225 т. Это бьшо плоскодонное судно с вращающейся баш­ней, имевшей толстую броню. Башня была установлена на платформе, приво­димой в движение паровой машиной.

Диаметр башни составлял 6,5 м, высо­та — 3 м. Стенки башни были усилены восемью слоями однодюймового железа, а крыша — двумя слоями полудюймово­го железа. Вооружение состояло из двух 33-мм гладкоствольных орудий. Корабль имел 52 м в длину, 12,4м в ширину и был совершенно не мореходен. Экипа­жем в количестве 65 человек командо­вал лейтенант Ворден. Как "Мерримэк", так и "Монитор", прозванный в народе "Старая коробка", представлял собой серьезную броневую защиту от огня. Однако у "Монитора" было два решаю­щих преимущества перед соперником: он был намного маневреннее и его осад­ка составляла 3,2 м, в то время как осадка "Мерримэка" равнялась 7,3 м, а это для операций в мелких водах имело большое значение.

Во время знаменитого сражения на рейде Хэмптона 8 и 9 марта 1862 г. оба корабля целый день били друг по другу, пока "Мерримэк" не отошел к югу. После этого сражения Северные штаты организовали морскую блокаду. Соеди­нения, поддерживавшие блокаду и поль­зовавшиеся неограниченным господст­вом на море, захватили, в частности, Но­вый Орлеан и овладели дельтой Мисси­сипи. Адмирал Дэвид Фаррагут после этого успеха продвинулся до Виксбурга и оказал там поддержку генералу Гранту при осаде города.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru