СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

"МЕДНЫЙ КОРАБЛЬ" ГДАНЬСКА

"МЕДНЫЙ КОРАБЛЬ" ГДАНЬСКА


Торговый корабль, относящийся к тому же периоду, был раскопан и поднят на поверхность сотрудниками морского музея в Гданьске. Во время первого обследования подводные исследователи обнаружили несколько сот медных брус­ков—отсюда корабль получил свое на­звание. В отличие от событий, имевших место в Бремене,-здесь к обнаружению судна привело систематическое обследо­вание определенных участков Гданьской бухты. По стечению обстоятельств сама история деятельности этого музея в об­ласти морской археологии началась в 1969 г. в Ростоке: во время научной кон­ференции директор музея д-р Смоларек подробно информировал собравшихся о современном уровне подводной археоло­гии. Позднее в Гданьске он осуществил то, о чем говорилось в Ростоке.  Совет портово­го города в XVI в. стал каждый год сос­тавлять планы рейда. На этих планах ука­зывались все кораблекрушения, происхо­дившие в соответствующем году, извле­чение останков, вновь образовавшиеся мелководья, а также другие важные дан­ные: например, указывались глубины в Гданьской бухте. Такие планы рейда составлялись до середины XIX в. Они являются, таким образом, настоящим кладезем для польских специалистов, занимающихся морской археологией. Ос­танки всех 200 затонувших судов, обна­руженные на основе современных источ­ников, находятся в так называемом треугольнике Гданьской бухты, ограни­ченной пунктами Хель—Гдыня—Штутт- хоф. Этот участок — что подверждается картой - имеет площадь в несколько квадратных километров и глубину от 5 до 20 м.

Однако, несмотря на это, для систе­матического обследования этот участок разделили на небольшие квадраты, кото­рые вначале были обследованы спорт- сменами-подводниками с помощью акво- плана- Все обнаруженные таким обра­зом погибшие корабли или останки судов, найденные рыбаками, моряками и спасательными обществами и признанные специальной группой работников музея исторически интересными, заносятся на специальную карту погибших кораблей вместе с останками, которые обнаружи­ваются в результате целенаправленной деятельности музея. В середине семиде­сятых годов на карту были занесены останки 22 обнаруженных погибших ко­раблей. Сразу же после обнаружения эти находки были предварительно измерены и сфотографированы, что явилось осно­вой для дальнейшей исследовательской работы. Например, обнаруженный в июне 1969 г. морским ведомством и польским спасательным обществом корабль № 5 (медный корабль) был также обследо­ван вначале только для картотеки. Ко­рабль был случайно обнаружен в резуль­тате строительства гданьского северного порта, когда драгами прощупывалось дно бухты с целью выявления препятст­вий. В то время польские музейные работники уже интенсивно работали над исследованием шведского флагманского корабля "Солен", который был потоплен польскими судами в сражении у Оливы в 1627 г., у них не бьшо времени занимать­ся "новым" кораблем. Лишь с мая

1971  г. началось непосредственное изуче­ние, хотя, как и прежде, основное внима­ние бьшо приковано к "Солену". В 1973 г. предварительные обследования останков корабля № 5 были закончены. В последующие годы должны были начать­ся систематические раскопки судна. Однако это проще сказать, чем сделать, ибо условия работы были отнюдь не ободряющими: корабль лежал на рас­стоянии 3 миль к северо-востоку от Гданьска на 18-метровой глубине прямо на линии фарватера, ведущего в Гдыню и Гданьск. А так как ежегодно над местом находки проходило около 2500 судов, можно себе представить, что происходи­ло в летние месяцы на рабочей площад­ке. Другую трудность являли сами рас­копки. Холм состоял из металла, песка, смолы и пека — твердая асфальтовая ру­башка не позволяла применить обычные методы раскопок.

Д-р Смоларек так описал эту фазу работы: "То, что совершили подводники в эти дни, бьшо непостижимым. Когда они поднялись на поверхность, их неопреновые костюмы и акваланги были все в смоле, на палубе они повсюду распро­страняли запах смолы, а солнце делало свое дело. Все было липким и грязным, волосы склеились, койки и одежда были в грязи — это были страшные дни для всех нас". В конце концов раскопки стали вести изнутри; в одном из концов холма водолазы убрали три бочки и стали систематически работать в гори­зонтальном направлении (обычно раскоп­ки судна ведут сверху, удаляя слой за слоем).

Среди прочих предметов водолазы обнаружили бочонки с вязким вещест­вом, а также металлические стержни, связанные лыком. Во время дальнейших погружений на поверхность были подня­ты еще бочки с пеком, дегтем и смолой. Сюда же следует добавить связки льна и конопли, бочонки с салом, поташ и доски. Все эти находки являлись типич­ными предметами польского экспорта 400-летней давности. Только медь, оче­видно, была из Словакии или Венгрии. На носу корабля, по всей вероятности, начался пожар, который определил судь­бу корабля и одновременно явился при­чиной того, что смола, расплавившаяся под действием высокой температуры, образовала толстый защитный слой, бла­годаря которому корабль и груз ока­зались сохранившимися для потомков. Когда был поднят на поверхность весь груз и проведены измерительные и фото- съемочные работы, к поднятию на по­верхность стали готовить сам корабль. В октябре 1975 г. подготовка закончи­лась, и судно можно было поднимать. На место прибыло несколько кораблей, которым предстояло участвовать в подъеме.

Первым встал катер "Водник", при­надлежавший музею, и рабочий понтон, к нему подошел плавучий кран поль­ских вооруженных сил и, наконец, с подветренной стороны, на расстоянии 100 м, бросил якорь эскадренный мино­носец, выполнявший роль волнореза. Четыре быстроходных катера следили за тем, чтобы торговые корабли проходили на достаточном расстоянии от места работ, а также чтобы не скапливалось слишком много любопытных. Подъем "медного" корабля имел потому боль­шое значение, что впервые в истории на поверхность был поднят полный груз того времени весом в 20 т. В состав груза входило: около 3 т меди в дис­ках, 10 т железных стержней, около 200 корабельных досок и 100 бочек со смолой, воском, потащем, пеком и дег­тем. Кроме того, на борту находились доски для бочек, которые использова­лись голландскими рыбаками для тран­спортировки своих продуктов, а также пенька и парусина для парусов. Между шпангоутами были обнаружены остатки прошлых грузовзерна ржи и несколько наконечников стрел для арбалетов.

Так как, кроме груза и ничтожных остатков одежды, больше не бьшо обна­ружено ни судовых принадлежностей, ни бытовых предметов команды, для дати­рования находки оставался лишь сам корабль. С самого начала стало ясно, что по конструкции корабль нельзя бьшо сравнить ни с одним из других судов, так как до этого корабли того периода были подняты лишь в Бремене и в Каль­маре. "Медный корабль", хотя несколь­ко и отличается от бременской когги по способу постройки, однако в деталях имеются определенные соответствия.

Поднятый со дна киль, выполненный из дуба, имел в длину 17,60 м. Ахтер­штевень и сохранившаяся задняя часть стороны левого борта позволяют сделать вывод о том, что первоначальная длина корабля составляла 24 м. Одномачтовый корабль был построен по клинкерному образцу, дубовые доски были уплотне­ны шерстью и мхом. Грузоподъемность составляла около 150 ластов.

Исследование дерева, из которого бьшо построено судно, проведенное с по­мощью радиокарбонового метода в Тех­ническом институте г. Славска, показало, что корабль был построен приблизитель­но около 1380 г.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru