СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

БРЕМЕНСКАЯ КОГГА

БРЕМЕНСКАЯ КОГГА

Период между 900 и 1350 гг. по пра­ву называют "великой эпохой одномач­товых судов". К началу этой эпохи судо­ходством в морях Северной Европы завладели скандинавские викинги. Они плавали вдоль европейского побережья, доходили через русские реки до Визан­тии, колонизировали Исландию, достигли Гренландии, а позднее высадились на по­бережье Северной Америки. Затем, во второй половине XII в, на арену как основной корабль Ганзы выступает когга, вытеснившая вскоре все суда осталь­ных типов. Когга была в состоянии пере­возить грузы от 50 до 100 ластов (1 ласт равен 200 кг) и вполне заслуживала на­звание "морской корабль". Развитие Ганзы было тесно связано с этим кораб­лем, о котором впервые официально упоминается в 1206 г. Он явился мате­риальной основой быстро развивавшейся морской торговли.

Примерно два десятилетия назад важ­нейшими археологическими находками, относящимися к судоходству ганзей­ского периода, считались: части северно­го торгового судна и лодки периода XII—ХШвв., обнаруженные в Бергене; фрагменты корабля, найденного у Фальс- тербо, а также останки 20 судов, най­денные у Кальмара, самое древнее из которых, очевидно, относилось к сере­дине XIII в. Однако все это померкло, когда в конце 1962 г. появилось два сообщения ученых, занимающихся исто­рией Ганзы и кораблестроения. Одно сообщение пришло из Норвегии: там археологи при раскопках на террито­рии бывшего "немецкого моста" в Бер­гене натолкнулись на части трех ганзей­ских когг, датируемых приблизительно 1250 г.  Другое сенсационное сообщение по­ступило из ФРГ: бельгийский земсна­ряд "Алезиенне" в начале октября во время работ по созданию нового фар­ватера для разворота судов в порту "Ойропахафен" на левом берегу реки Везера у Бремена обнаружил корпус судна, лежавшего под четырехметровым слоем песка. Хорошо сохранившаяся ганзейская когга оставила далеко в тени все то, что имелось до сих пор в этой области. Как ни изучали ученые исто­рические источники, представление о когге оставалось неполным, так как до того не было обнаружено ни одного ори­гинального судна этого типа. Теперь вечная мечта исследователей Ганзы — найти хорошо сохранившуюся коггу — осуществилась. Вначале показались лишь части стенки левого борта, штевня 33 и кормы. Корпус глубоко уходил в склон оконечности косы, выступающей на 75 м в Везер. Эта коса представляла собой остатки широкой береговой полосы, которая была ликвидирована в связи с  необходимостью расширения фарватера. Во время работ масса, состоявшая из наносного песка и илистой глины, сполз­ла с корпуса, и он частично оголился. Во время приливов и отливов, которые определяют уровень воды в реке Везере вплоть до Бремена, части корабля были видны лишь через определенные проме­жутки времени. Однако даже при отливе большая часть когги находилась под водой.

Уже через несколько дней - для ра­ботников музея сообщение по радио явилось настолько неожиданным, что нужно бьшо срочно принимать меры по спасению, — на корабле стали заметны признаки разрушения, не говоря уже о том, что некоторые части и до этого отва­лились.

Д-р Зигфрид Флиндер из Бременского музея Фокке начал борьбу за предохране­ние когги от разрушения приливами и отливами, а позднее и ледоходом. Внача­ле особую опасность представляли распо­ложенные над судном массы песка и гли­ны, высота которых равнялась 3—4 м: уже при следующем изменении уровня воды они могли осесть, расчленить кор­пус и увлечь его на глубину. Поэтому с помощью бульдозера опасные земляные массы были удалены, и таким образом по крайней мере' было предотвращено самое худшее. С другой стороны, прилив и отлив стали вымывать ил и песок из-

 

нутри корпуса, в результате чего детали могли бы легко разрушиться. Поэтому, насколько позволял уровень воды, начали лихорадочно разбирать корпус доску за доской. Как только археологи извлекли все части корпуса, выступав­шие из воды, аквалангисты продолжили работы под водой и при этом обследова­ли также и дно реки в поисках дополни­тельных фрагментов. В мутной воде водолазы ориентировались интуитивно — и провести какие-либо измерения, фото­графирование и зарисовки было невоз­можно. В этой связи стало очень важным, чтобы извлеченные части в соответствии с пояснениями подводников немедленно заносились бы на предварительные ре- конструкционные чертежи, создание которых было уже начато во время "подводных раскопок". Таким образом, все пронумерованные части судна вновь были собраны в единое целое. Большая часть судна была поднята до наступления зимы, которая остановила все работы.

В последующие два года хотя и прово­дились неоднократные погружения на место находки, однако стало ясно, что таким методом всю работу довести до конца не удастся. Летом 1965 г. музей Фокке начал новую фазу раскопок: с помощью судна "Карл Штраат", снаб­женного водолазным колоколом, было проведено систематическое обследование русла реки на большой площади. Спе­циальный корабль был оснащен 100-тон­ным водолазным колоколом, который опускался на дно реки.В отличие от консервации "Вазы" когга восстанавливалась в "атмосфере тума­на", искусственно созданного с помощью специальных водоразбрызгивающих фор­сунок при относительной влажности 97% и температуре помещения 180, Четыре реставратора в течение шести лет с огромным терпением решали сложней­шие задачи по восстановлению судна. Во время этой необычной работы была раз­работана новая технология, которая дала возможность вновь сделать пластичными и соединить друг с другом ветхие дере­вянные части, полностью пропитанные водой и начавшие портиться. Примеча­тельным при

восстановлении когги явля­ется то, что сборку полностью закончили не ученые, а специалисты по строительст­ву деревянных судов. При этом не было никаких черетежей, указывавших бы на конструкции когг, строившихся на про­тяжении двух столетий. Ведь в те време­на умение и знания передавались от отца к сыну, от поколения к поколению. За исключением нескольких письменных ис­точников, наши сведения о коггах — ко­торых, по всей вероятности, насчитыва­лось от 300 до 500 — основывались, как мы уже упоминали, на изображениях различных печатей. Так нынешние кора­белы должны были вновь пережить то, что для их коллег, работавших несколь­ко столетий назад, было обычными про­фессиональными буднями. И все же, не имея такого опыта, реставраторы за шесть лет осуществили это судотехни­ческое возрождение — последняя доска была пригнана в конце 1978 г. Над мно­гим пришлось поломать голову, с дру­гой стороны, эта работа дала ценные сведения о способе постройки судов в средние века, а также о грузоподъемнос­ти когг. Так, мы сегодня знаем, что этот тип судов имел команду около 15 чело­век, что судно могло перевозить 120 т такого груза, как сельдь, зерно, вино, заготовки для мечей, шкуры, соль, сукно и медь. В 1979 г. этот самый интересный экспонат был помещен сро­ком на 25 лет в огромный консервацион- ный сосуд из нержавеющей стали. В пер­вые годы концентрация раствора ПЭГ-1000 будет составлять от 5 до 10%, затем она будет постепенно увеличивать­ся и в конце концов достигнет 60%. И лишь в начале следующего тысячелетия бременская ганзейская когга длиной 23,4 и шириной 7 м вновь предстанет перед взорами посетителей. Если консер­вация будет удачной, то музей судоход­ства в Бремерсхафене будет располагать уникальнейшим экспонатом, имеющим огромное культурно-историческое значе­ние, который ликвидирует пробел между

кораблями викингов, найденными в Осло и Роскилде, и "Вазой". Эту находку можно считать исторической сенсацией.

 

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru