СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ПОДВОДНЫЕ СОКРОВИЩА

ПОДВОДНЫЕ СОКРОВИЩА

 

Наскальные изображения, относящие­ся к каменному, бронзовому и желез­ному векам, обнаруженные на побережье Швеции и Норвегии, свидетельствуют о том, что в Северной Европе уже в те вре­мена имелся большой опыт в строитель­стве судов. Хотя эти рисунки однознач­но связаны с религиозным культом, они все же дают представление о существо­вавших тогда судах. Одним из самых древних обнаруженных здесь судов яв­ляется корабль, получивший название "Хьертспрингбоот" (350 г. до н.э.) и н?йценный в болоте на датском остро- в( Алзен в Балтийском море. Между этим и следующим, точно классифици- р ванным скандинавским судном, раско­панным в Шлезвиге и получившим на­звание "Нидамский корабль", временной разрыв почти в 700 лет. Другими суда­ми, обнаруженными во время наземных раскопок, являются корабль, найденный возле Суттон-Хоо и датируемый первой половиной VII в., и судно, названное "Квальзундским кораблем", относящее­ся к более раннему периоду. Наши пред­ставления о раннем периоде судострое­ния в Скандинавии в первую очередь дополняют три норвежских корабля: "Осеберг", "Гоштед" и "Туне", относя­щиеся ко временам викингов.

Находки более крупных судов после­дующего периода были крайне редки. Кроме того, их останки находились в таком плохом состоянии, что не имели существенного значения для науки. Дей­ствительно надежные и полные источ­ники в виде чертежей реконструкций, описаний и прежде всего заводских мо­делей с деталями мы имеем лишь по кораблям, строившимся с середины XVII века.

КОРАБЛИ ВИКИНГОВ, НАЙДЕННЫЕ В ХАЙТХАБУ И СКУЛДЕЛЕВЕ

Хайтхабу — важный торговый центр викингов, с перевалочным портом на реке Шляй- Историческое значение этого места впервые в полном объеме открыл Софус Мюллер в 1897 г. Его высказы­вания послужили, поводом к началу крупных арехеологических раскопок на месте старого поселения. Хотя Кильский музей древностей уже и до этого прово­дил обследование различных доистори­ческих памятников, однако территория самого поселения оставалась нетронутой. Находки, сделанные в процессе отдель­ных раскопок, а также результаты их исследования в течение нескольких лет полностью изменили историческое лицо Хайтхабу.

Летом 1953 г. было предпринято пер­вое крупное обследование на дне бухты Хадденбюер-Нор у берегов Хайтхабу. Цель подводных исследований состояла в том, чтобы выяснить, имелись ли еще на дне остатки портовых сооружений, остан­ки затонувших кораблей или другие находки, попавшие в воду во время сра­жений или при погрузочных работах. Аквалангисты обнаружили целую группу стоящих близко друг к другу забитых в грунт свай. Сваи были расположены по семь-восемь рядов, стоявших друг про­тив друга. Длина этого сооружения рав­нялась 160 м. Очевидно, эти сваи вместе с другими, меньших размеров, состав­ляли портовое укрепление. Кроме боль­шого количества отдельных предметов, как, например, железные изделия и ору­жие, вблизи свай были обнаружены так­же останки затонувшего корабля. Извле­чение отдельных частей корабля не представляло больших трудностей, так как глубина была небольшая, а из-за крайне плохой видимости в воде подводное измерение находок не производилось. А так как многие части корабля были раз­рознены, то вся операция заключалась главным образом в их отыскании и подъеме. Сохранилась в целом виде толь­ко стенка борта, имевшая 16 м в длину и 2,60 м в ширину, клинкерную обшив­ку и шпангоуты, расположенные на рас­стоянии 90 см друг от друга.

При более позднем типологическом исследовании останков корабль был отнесен к периоду с 800 по 1300 г. Одна­ко с большой вероятностью можно ут­верждать, что это были Х—Х1 вв. Обстоя­тельства, при которых была обнаружена находка, а также следы пожара указыва­ют на то, что корабль затонул по время нападения на портовое укрепление. "Ко­рабль Хайтхабу" был построен в соответ­ствии с северными традициями, и его можно рассматривать и как военный корабль, и как обычное судно.

Осенью 1978 г. в бухте Хаддебюер- Нор началось строительство шпунтовой стенки, чтобы оградить от воды площадь будущих раскопок. Археологи выбрали этот метод раскопок, так как он вели­колепно зарекомендовал себя при из­влечении останков корабля викингов в Роскилде-фиорде, а также еще и потому, что подлежавшие поднятию части корпу­са находились всего лишь на глубине

3,50  м. Шпунтовая стенка огородила останки судна на расстоянии 3 м, и раз­меры рабочей площади, таким образом, составили 25 х 10 м. Полученная пло­щадь еще была расширена за счет допол­нительных камер, созданных тем же спо­собом, так как наряду с кораблем велись еще раскопки причальных сооружений. Зо время предварительных морских сей­смических исследований среди прочих находок был обнаружен колокол, кото­рый, как предполагается, был отлит око­ло 800 г. Параллельно с работами по созданию шпунтовой стенки в замке на острове была оборудована центральная археологическая мастерская. В конце 1978 г. все бьшо подготовлено к тому, чтобы весной 1979 г. можно бьшо начать раскопки. Когда группа археоло­гов под научным руководством д-ра Кур­та Шитцеля, директора музея истории первобытного общества земли Шлезвиг, в начале августа смогла прикоснуться руками к первым частям корабля викин­гов, у них позади бьшо уже шесть недель кропотливой работы. После того как огороженный участок бухты был осушен с помощью насосов, его дно вычерпы­вали буквально по столовой ложке. Местами толщина илистого слоя достига­ла 2,50 м. "Выдающейся" находкой, вна­чале обнаруженной среди ила, были остатки причала, который уходил в море на расстояние 50 м. Сохранились сваи, на которых покоился настил. Эти сваи имели длину 6 м, а их первоначальная длина, по всей вероятности, составляла 8 м. Жители Хайтхабу выбрасывали в воду все, что им больше было не нужно: использованные бытовые предметы, вся­кого рода отбросы. Ил создал идеальные условия для консервации всего выбро­шенного. Вся свалка попала в руки ар­хеологов. Впечатление было такое, что все эти вещи были выкинуты лишь сов­сем недавно.

В первую очередь великолепно сохра­нились предметы из органического мате­риала — костей, дерева, кожи животных или растительных волокон.

Обнаруженные в большом количестве деревянные предметы были украшены изображениями животных и орнамента­ми, типичными для эпохи викингов. Иногда они свидетельствуют о высоком художественном мастерстве изоготовив- ших их мастеров. Примером такого художественного совершенства может служить вырезанная из дерева тонко­стенная чаша с плоской декоративной ручкой и орнаментальной резьбой или ручка деревянного черпака с изображе­нием головы дракона — таким изображе­нием викинги обычно украшали фор­штевни своих кораблей. Были обнару­жены также предметы из керамики. Для ученых они представили большую ценность, так как при наземных раскопках, производившихся в Хайтхабу, было най­дено сравнительно мало керамики, и со­суды, обнаруженные теперь, дали широ­кое представление о формах керамиче­ских изделий XI в. Как и следовало ожидать, среди находок, сделанных на дне бухты Хадебайер-Нор, было обна­ружено большое количество предметов, связанных с мореходством: сломанные уключины, свинцовые слитки и камни — потерянный и выброшенный балласт, деревянные кранцы^, которые вообще считаются первыми найденными кранца­ми, остатки тканей, пропитанные смолой, сваренной из березы. Эти ткани приме­нялись для уплотнения или конопачения. К таким находкам относятся также ка­нат, изготовленный из растительных волокон самых разнообразных видов и, очевидно, использовавшийся для такела­жа морских судов. Часто канаты находи­ли с завязанными узлами.

За ведение документации работ по раскопкам и извлечению находок отве­чал Оле Грумлин-Петерсен, директор музея кораблей викингов в Роскилде. Каждая площадка и состояние каждой находки вычерчивались и фотографиро­вались, а затем объекты передавались на остров, в центральную археологическую мастерскую, расположенную в местном замке. Так как до конца 1979 г. было обнаружено около 2,5 миллионов нахо­док, мастерская вначале ограничилась са­мыми необходимыми мерами: кожаные и канатные изделия замораживали до температуры минус 40 градусов, а затем при температуре минус 20 градусов хра­нили до окончательной обработки; пред­меты из кости и рога содержали в вакуу­ме, дерево хранилось в водяной ванне. И лишь начиная с 1980 г. находки стали подготавливать для экспонирования в музее. Основным объектом музея Хайт­хабу, который будет готов в 1983 г., станет корабль викингов, и его смогут видеть посетители.

Корабль, обнаруженный в Хайтхабу, не единственное судно викингов, подня­тое со дна водоема. На острове Зеландия местная легенда говорит о том, что коро­лева Маргарита (1353—1412 гг.), желая воспрепятствовать вторжению врагов в Роскилде, приказала один корабль на­грузить камнями, развернуть его попе­рек фарватера возле Скулделева в Рос- килд-фиорде и затопить. Несколько лет рыбаки, а затем и спортсмены-подвод­ники постоянно доставали со дна фиорда деревянные части затонувшего корабля. Эти находки уже в 1956 г. натолкнули сотрудников Копенгагенского нацио­нального музея на мысль о том, что это, очевидно, части корабля, блокировавше­го фарватер еще за 300 лет до начала правления королевы Маргариты. Такое предположение заставило Копенгаген­ский национальный музей предпринять подводное обследование данного района. Экспедиция состоялась весной 1957 г. под руководством Олафа Олсена и Оле Грумлин-Петерсена.

Непосредственно рядом с предпола­гаемой находкой аквалангисты постави­ли на якорь несколько понтонных пло­тов, на которых, помимо многочислен­ных инструментов, было установлено большое количество баллонов со сжа­тым воздухом и брандспойтов для про­ведения раскопок, являвшихся основ­ным рабочим инструментом. С помощью водяной струи с останков систематиче­ски смывались ил, песок и камни. Прав­да, в результате этого не было никакой видимости, и подводникам часто прихо­дилось ориентироваться только с по­мощью маркировочных канатов, кото­рые натягивались поверх дна. Несмотря на все эти трудности, вскоре удалось точно установить, что фарватер был перекрыт не одним, а несколькими ко­раблями. Хотя аквалангисты извлекли на поверхность большое количество фраг­ментов корабельных останков, о прове­дении систематических раскопок при та­кой видимости не могло быть и речи.

Основательно обследовав находки в течение трех летних периодов, т.е. до 1959 г., подводники вновь заложили ко­рабли камнями и песком, чтобы сохра­нить находки от внешнего воздействия,

как, например, течение и ледоход, до на­чала работ по их поднятию на поверх­ность.

Последующие годы были использова­ны для того, чтобы окончательно подго­товить поднятие кораблей. Из-за силь­ного течения в этом районе и плохой видимости в воде было решено исполь­зовать те же методы, что и в наземной археологии, лишь с небольшим откло­нением в деталях, тем более что глу­бина в районе места находки порой до­стигала всего одного метра и подводники в любом случае не смогли бы использо­вать акваланги. Поэтому весной 1962 г. инженерная фирма "Христиани и Ниль­сен" в течение двух месяцев обнесла район находки площадью 1600 кв. м металлической шпунтовой стеной, кото­рая была забита в грунт фиорда на глу­бину от 3 до 4 м. Затем из этого ограни­ченного пространства постепенно была откачана вода.

Когда 6 июля 1962 г. наконец показа­лись останки кораблей, то методы тради­ционной и подводной археологии смеша­лись. В течение последующих 14 недель группа археологов из 15—20 человек тщательно обследовала обнесенную Тер­риторию. Раскопки кораблей осуществ­лялись с длинных дощатых мостков, которые были проложены над останка­ми, ибо хождение между ними было бы недопустимым. Инструментами археоло­гов стали пластмассовые скребки, дет­ские ведерочки,, щетки и пистолетные пульверизаторы. Чтобы предохранить вы­свобожденные останки от высыхания, их постоянно было необходимо поливать водой. Поэтому рабочая площадка все время находилась в искусственном дож­девом облаке — для археологов работа в таких условиях была не из самых прият­ных.

Раскопки подтвердили результаты проведенных предварительных исследо­ваний: на дне действительно лежало не­сколько судов. Останки трех первых ко­раблей являлись препятствием в главном судоходном канале, в то время как два других корабля блокировали небольшой участок на северной стороне пролива. По типам все пять поднятых кораблей оказа­лись совершенно различными: торговый корабль, продолговатый корабль (типич­ный военный корабль викингов), ко­рабль для прибрежного плавания, малый военный корабль и рыбачье судно или паром. Все пять кораблей перед потоп­лением были нагружены камнями, гор­нами и костями в качестве балласта. Перед погрузкой днища кораблей, чтобы они не проломились, были застланы вет­вями деревьев.

После раскопок, фотографического и картографического фиксирования от­дельных находок, обнаруженных в Скул­делеве, фрагменты кораблей в количест­ве около 45 ООО были тщательно упако­ваны и отправлены в Бреде, в лаборато­рию консервации, подчиненную Копенга­генскому национальному музею. Дере­вянные части размякли, и их упаковка была связана с чрезвычайными труд­ностями, однако дерево необходимо было предохранить от дальнейшей порчи. Поэтому нужно было каждую деревян­ную часть класть на доску, а затем заво­рачивать в мешковину и укладывать в герметический пластмассовый мешок. В лаборатории все части был очищены и собраны, вновь измерены, упакованы и обработаны в больших баках раствором ПЭГ-4000. В зависимости от породы и состояния дерева консервация первых частей длилась шесть месяцев, а послед­них — около двух лет. Затем за работу принялись реставраторы.

В 1966 г. в Роскилде началось строи­тельство музея кораблей викингов. Спус­тя три года, в июне 1969 г., музей от­крыл свои двери для посетителей. Тогда посетители смогли увидеть только пер­вый корабль из Скулделеве — единствен­ный из пяти, который был отреставри­рован.

Постоянно шла работа над воссозда­нием остальных судов. И наконец в нача­ле 1977 г. все пять кораблей, представ­ляющих собой уникальную и ценнейшую для Дании археологическую находку, заняли свое место в выставочных залах современного музея.

Корабль I -- солидный торговый ко­рабль, построенный из ели. Ширина —

4,50  м, длина — 16,30 м. Киль и нижние части шпангоутов выполнены из дуба, остальные части — из липы. На носу и корме имеются полубаки 32. По всей вероятности, этот тип корабля представ­ляет собой "кнарре". Такие типы судов использовались, например, для плавания через Северную Атлантику в Исландию и Гренландию.

Корабль II — удлиненное судно, дли­ной около 29 м, выполнено из дуба. Предположительно корабль имел 20—26 гребцов, которые располагались вдоль бортовой стенки с интервалами не более 60 см. От этого корабля сохранились лишь некоторые фрагменты (оказалось, что находки, первоначально отнесенные к кораблям II и IV, принадлежали одному и тому же кораблю).

Корабль III — небольшой торговый ко­рабль, у которого полностью сохранился форштевень. Судно было построено из дуба, имело длину 13,80 м и ширину

3,50  м. Спереди и сзади находился полу­бак, в середине — открытый трюм, где в точке опоры внутреннего киля была прочно укреплена мачта. Такие неболь­шие прибрежные суда, очевидно, исполь­зовались в Балтийском и Северном морях.

Корабль IV — военный корабль со сплошной палубой и 12 парами гребцов. Размеры; длина — 17,40 м, ширина — . 2,40 м. Корабль построен целиком из дуба, за исключением верхних досок обшивки, выполненных из ясеня.

Корабль V — последний из кораблей, останки которых были обнаружены в Скулделеве. Судно построено из ели. Длина корабля составляла 11,60 м, ши­рина — 2,40 м, он имел мачту и парус и, по всей вероятности, еще и гребцов. Палуба отсутствовала, а широкие бан­ки для гребцов были расположены на­столько низко, что при плавании на веслах гребцы не имели возможности сидеть. Корабль мог служить в качестве рыболовного судна или использоваться как паром.

После раскопок в Скулделеве в Рос- килд-фиорде были обнаружены еще останки судов, использовавшихся как преграда. Все вместе они, видимо, явля­лись эффективным средством защиты против врагов, приближавшихся с моря.

Работа музея кораблей викингов в Роскилде, однако, не исчерпывается чисто экспозиционной деятельностью — сегодня это известный научно-исследова­тельский и учебный центр в области судо­строения северных стран. Так, например, при его поддержке был создан институт морской археологии, проведен в жизнь закон об охране останков кораблей, затонувших в датских водах, осуществ­лены обследования различных останков, а также оказана помощь при проведении самых различных археологических работ. В этой связи особенно следует упомя­нуть о помощи по извлечению и консер­вации корабля викингов, который является повторением корабля I, найден­ного в Скулделеве, и сегодня находится в музее Бангсбо в Фредериксхафне: ос­танки этого судна были обнаружены возле Эллинга уже в 1922 г. в том месте, где раньше была лагуна, образовывавшая естественную гавань. Поскольку тогда не была найдена отправная точка для вре­менной классификации, останки вновь тщательно зарыли. И лишь после того, как появились лучшие методы датирова­ния и сохранности, специалисты присту­пили к раскопкам. Это было в середине шестидесятых годов. Тогда в различных частях Скандинавии начали раскалывать останки судов XII и XIII вв., в то время уже имелись хорошие методы консерва­ции.

В связи с 2501петием Фредериксхафна в 1968 г. были выделены финансовые средства на раскопки, консервацию и ре­конструкцию корабля викингов. Таким образом, для проведения этих работ теперь никаких препятствий больше не было.

Длина корабля составляла немногим более 15 м. Почти полностью сохранился правый борт. Несколько поперечных ба­лок указывают на то, что на корабле имелся полубак и открытый трюм в сере­дине судна. Корабль очень похож на оба торговых судна, найденных в Скулделе­ве, и лишь меньшее расстояние между шпангоутами говорит о разнице в воз­расте.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru