СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

МЕФОНА

МЕФОНА

Торговый путь римлян из Афин в Рим проходил мимо мыса Малеа и Антикиферы, вокруг Пелопоннеса и далее в Мефону. Из Мефоны путь шел через Корфу, через Адриатику в направлении южной оконечности Италии, через Мес­синский пролив вдоль западного побе­режья Италии и заканчивался в Остии. Мелководье возле мыса Спифа, вблизи Мефоны, оказывалось роковым для ко­раблей. В этом районе в 1962 г. были обследованы останки большого коли­чества затонувших судов. Под наблюде­нием Греческой федерации подводных исследований аквалангисты подготовили точный археологический план двух ле­жавших на дне судов, а точнее, их гру­зов. При этом было сделано более 1400 отдельных измерений. Это была вообще первая работа подобного рода в гре­ческих водах.

Груз первого корабля состоял из 30 огромных деталей колонн, которые ле­жали разрозненно на площади 30x20 м. Корпус корабля был полностью разру­шен — как обычно бывает при силь­ном волнении в мелких водах. Исследо­вание груза показало, что детали при­надлежали 16 или более гранитным ко­лоннам. Очевидно, они были непосредст­венно взяты из каменоломни или при­надлежали какому-то разрушенному зда­нию, так как удалось абсолютно точно установить, что разбиты они были еще до погрузки на корабль. Этот груз ве­сом 131,5 т, видимо, перевозил корабль длиной от 30 до 40 м и, как говорят фрагменты гончарных изделий, затонул в позднеримский период.

Неподалеку от "корабля с колонна­ми" Никосом Кателиасом было обна­ружено четыре готовых гранитных сар­кофага. Находившиеся рядом балла­стовые камни свидетельствовали о том, что это было все, что осталось от кораб­ля, чей корпус был изъеден червями и разрушен волнами. Там же найденный стеклянный сосуд позволяет заключить, что корабль затонул во И или Ш в. н. э.

Изображения на саркофагах были только намечены, детали полностью еще не были высечены. Это означает, что в каменоломнях делалась только "грубая работа". Высечение цветов и листьев — обычно саркофаги украшались рельеф­ным изображением гирлянд — делалось мастером на месте назначения.

Результаты исследования грузов обо­их кораблей представили довольно боль­шой интерес для ученых, занимающихся вопросами римской торговли мрамором. Неожиданно был найден ответ на воп­росы, остававшиеся до сих пор не выяс­ненными. Ибо еще незадолго до начала проведения измерительных работ в этом месте работавший в Риме эксперт по вопросам торговли мрамором в Древ­нем Риме Джон Ворд-Пекинс заявил следующее: "Дошедшие до нас литератур­ные источники, надписи, каменоломни и хранилища мрамора, а также сами здания хоть и дают важные сведения об этом значительном виде торговли, одна­ко много важных деталей мы сможем узнать лишь при исследовании морских перевозок. Например, нам известно, что большое количество товаров, таких, как мраморные колонны и саркофаги, гру­зилось на корабли в полутотовом виде. Но были ли стандартизованы размеры мраморных колонн? Были ли уже гото­вы рельефы и украшения аттических саркофагов перед их отправкой? Пере­возились ли капители и цоколи когда- нибудь в неотделанном виде? Какие породы мрамора подбирались для от­правки на корабле? Это лишь некото­рые вопросы, на которые, возможно, дадут ответ местоположение и результа­ты исследований грузов затонувших ко­раблей. И наоборот, останки судов, перевозивших мрамор, могли бы стать основными источниками информации об античном торговом судоходстве и его маршрутах, так как места добычи мра­мора почти все известны, а рынок, ко­торый им снабжался, был весьма спе­цифическим".

Все описанные до сих пор раскопки затонувших кораблей касались исключи­тельно морских судов. Однако подвод­ные археологические исследования не исключали также небольшие античные су­да — малокаботажные, портовые и реч­ные. Так, например, во время раскопок, продолжавшихся в период с 1957 по

1960     г. возле Фьюмичино, в бывшем порту, было обследовано семь судов, рыбачьих лодок, портовых барок и реч­ных транспортов, относящихся к перио­ду с III по V в. н. э. Самое крупное из этих судов имело в длину 18,7 ив ши­рину 6,6 м.

ЛОНДОН

Корабли аналогичных размеров на­ходили возле Марселя, у острова Эльба и в Темзе — прямо в центре Лондона. Три найденных в Лондоне корабля бы­ли для историков особенно интересны­ми: первое судно бьшо обнаружено в 1910 г. при строительстве Кантри-Холла между железнодорожным мостом Черинг-Кросс и мостом Вестминстер на южном берегу Темзы. Останки этого корабля находятся сегодня в Лондоне в музее. Корабль относится к концу III в., он близок типу средневековой каравел­лы и имел следующие первоначальные размеры: длина около 21,30 м, ширина около 4,87 м, высота около 1,83 м. Корабль имел парусное вооружение и па­лубу, палубные бимсы поддерживались опорами. Доски днища, непосредственно расположенные у киля, имели толщину

7,6    см с уменьшением до 5 см. Два па­раллельно проходящих внутренних киля увеличивали продольную прочность ко­рабля. Шпангоуты не прикреплялись к килю; это обстоятельство может слу­жить доказательством того, что тогдаш­ние корабелы вначале вытягивали киль, подгоняли фор- и ахтерштевень и затем соединяли доски типично римским сое­динением, имевшим форму ласточки­ного хвоста. И лишь после этого стави­лись шпангоуты, имевшие в ширину 11,5 и в толщину 16,5 см. Шпангоуты уста­навливались на расстоянии 42,5 см и служили для увеличения поперечной прочности.

В марте 1958 г. в занесенном песком ручье на месте бывших болот в долине Темзы вблизи Гайс-Хауза (Сотворк) бы­ло обнаружено второе римское судно, датированное концом II в. Судно было построено из североевропейского дуба и первоначально имело, видимо, в длину около 12 и в ширину — 4,2 м. Очевидно, корабль не имел палубы, так как высо­та его средней части составляла всего лишь около 1,20 м. Построенное по принципу каравеллы судно было, так же как и третий римский корабль, обнаруженный в сентябре 1962 г., во вре­мя ремонтных работ между мостами Черных монахов на набережной Викто­рии, выполнено в кельтской традиции. Извлечение останков проводилось с по­мощью самых современных технических средств, что в дальнейшем обеспечило возможность реконструкции этого судна, имевшего 16,70 м в длину, 6,70 м — в ширину, максимальная высота бортов которого составляла 2,10 м. Судно, построенное без киля, было выполне­но из местного дуба, имело плоское днище с флорами29 шириной 30 и тол­щиной 21 см. Вместо киля было обна­ружено две доски 65 см шириной, тол­щина которых составляла 7,5 см. 5-сан­тиметровые доски были прибиты к относительно легким шпангоутам. Швы, достигавшие в ширину 6 мм, уплотнялись с помощью ветвей лесного ореха. В досках просверливали 2-сантиметровые отверстия, в которые забивались дубо­вые штыри. Через эти штыри забивались железные гвозди во флоры и шпангоуты. Длина гвоздей достигала 7,3 см. В сред­ней части судна, предположительно в трюме, по флорам проходил настил толщиной 2,5 см. Корабль имел только одну мачту и, очевидно, также только один прямой парус. Он был предназна­чен для плавания по рекам и в прибреж­ной зоне, и являлся вполне мореход­ным.

Останки античных судов могут быть также обнаружены и во внутренних водах. Это доказывает находка, сделан­ная в середине пятидесятых годов в Швейцарии; в бухте Нойенбургского озе­ра был обнаружен хорошо сохранивший­ся римский корабль I в., имевший в дли­ну 19,40 м.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru