СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

КИРЕНЕЯ

КИРЕНЕЯ

В то время как Георг Басс занимал­ся раскопками у Ясси-Ада, музей Пен­сильванского университета поручил ар­хеологу Михаэлю Л. Катцев у произвести картографические измерения на мор­ском дне у побережья Кипра. Во время этих работ в 1967 г. были обнаружены останки пяти античных кораблей. Самым значительным из них был — и на это обратил внимание Катцева его кипр­ский коллега, подводник Андреас Гаройлю — корабль, перевозивший амфоры, затонувший в IV в. до н. э. и лежавший вблизи портового города Киренея. Кат­цев следующим образом описывает одно из своих первых впечатлений от этой находки: "... Гаройлю подвел меня и мою группу к скоплению амфор. Почти сто лежащих друг на друге кувшинов покрывали площадь размером приблизи­тельно 5x3 м. Вначале мы усомнились, что такое небольшое количество груза может указывать на нахождение торго­вого корабля. Мы натянули координат­ную сетку, обследовали окрестности с помощью металлических шестов с целью выявления других амфор и при этом установили, что части корабля лежали на площади размером 10x20 м и были покрыты песком -- это соответствовало размерам торгового корабля. Затем с помощью металлического детектора и протонного магнитометра мы проверили концентрацию железа и других метал­лов и определили положение судна. Судя по форме, амфоры были с Родоса, но, по нашим предположениям, они от­носятся к IV в. до н. э ".

При исследовании останков и после­дующих раскопках, естественно, были использованы и другие методы: так, например, все место находки бьло покрыто координатной сеткой, выпол­ненной из пластмассовых трубок. Дважды в день останки фотографировались двумя камерами, которые были укреп­лены соответственно на конце двухмет­ровой штанги. Съемку производил под­водный фотограф. Основными инстру­ментами при раскопках были семь пневмоэжекторов. С помощью этих при­боров мы освободили находки от основ­ной массы песка и ила. Так же как и при наземных раскопках, "тонкая работа" проводилась с помощью небольших руч­ных инструментов, правда лишь с тем различием, что аквалангисты не копа­ли, а сметали песок.

В результате работы этой экспедиции было доказано, что тогдашние купцы одновременно торговали различными то­варами. Десять типов амфор соответст­венно указывали на наличие проме­жуточного порта. Из 404 поднятых ам­фор 343 принадлежали острову Родос — предположительно они содержали родос- ское вино, пользовавшееся большим спросом в Древней Греции и Древнем Риме. 8 типов амфор, по всей вероят­ности, служили для хранения дорож­ного провианта или редких товаров, так как эти амфоры были представлены в очень незначительном количестве. Про­исхождение десятого типа следует припи­сать острову Самосу. Что перевозилось в этих сосудах - установить не удалось. Внутри корпуса корабля лежала целая гора миндаля - около 10 ООО штук. Пер­воначально миндаль был уложен в меш­ки, которые за 2200 лет, разумеется, разложились. Зернышки миндаля также сгнили, а оболочка пережила оба тыся­челетия.

Следующим предметом торговли были квадратные и прямоугольные жер­нова — соответственно два камня состав­ляли мельницу. Процесс помола с по­мощью таких жерновов был довольно прост: в верхний камень, имевший У-образную форму, сыпалось зерно. Че­рез канавку это зерно попадало между двумя камнями, и в результате трения зерна превращались в муку.

Керамические осколки, которые лежа­ли в передней и задней части — перед основным грузом и за ним, — позволи­ли сделать вывод о существовании раз­дельных "кают" в носовой и кормовой частях корабля. Так как все кружки были найдены в носовой части, следует предположить, что здесь находился запас питьевой воды для команды. Кухонная и столовая посуда была сконцентрирована в кормовой части: простые, покрытые черной глазурью тарелки и чаши, неболь­шие сосуды и кувшины для масла, мед­ный котел, терракотовые поварешки, сита и тигли, деревянная миска и четыре деревянные ложки. Четыре одинаковые кружки, солонки, кувшины для масла и ложки указывают на количество чле­нов команды: минимум четверо моря­ков, включая капитана. Камбуза на борту не было, вся горячая пища, оче­видно, готовилась на берегу. Аквалан­гисты обнаружили также деталь масля­ного фонаря.

На корабле не бьшо никаких следов пожара или нападения пиратов, корабль по ночам стоял, навигация у северного побережья была несложной, судно зато­нуло всего лишь в каком-нибудь кило­метре от защищенной гавани, а непосред­ственно вблизи от места гибели не было никаких подводных рифов, — это все го­ворит о том, что небольшое судно пото­нуло от внезапно налетевшего шторма. Это предположение подтверждается тем фактом, что в момент погружения па­руса были зарифлены — свинцовые коль­ца были сложены на корме в том виде, как они в то время использовались в та­келаже. Когда корабль начал тонуть, моряки, вероятно, успели спастись, при­хватив личные вещи, ибо из них обна­ружено только пять бронзовых монет, бытовая керамика и остатки кожаной сандалии.

От корабля, имевшего прежде в дли­ну 15 м, сохранилось около 10 м. Нос был заострен, корма — притупленная. На корме, очевидно, находилась галерея. Для постройки корабля использовалась исключительно пиния. О конструкции судна Катцев пишет следующее: "Ко­рабелы вначале заложили киль и с по­мощью вспомогательного каркаса собра­ли внешние доски, соединили их шпун­тами и штырями й соответственно зак­репили. Затем были вставлены шпан­гоуты и закреплены медными гвоздя­ми, которые забивались снаружи... на всей сохранившейся части корпуса нахо­дилась облицовка из свинца, которая крепилась медными штифтами"28. Мач­та была вынесена далеко вперед.

Этот корабль классического периода был целиком поднят на поверхность, законсервирован и отреставрирован. Да­тирование, проведенное с помощью С 14, показало, что корабль был построен в 389 г. — 44 г. до н. э., а миндаль был собран в 288 г. — 62 г. до н. э. Таким об­разом, когда корабль затонул, прибли­зительно в 306 г. до н. э., ему было не менее 80 лет. О времени трагедии сооб­щают также пять бронзовых монет Ан­тигона и Деметрия.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru