СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

МЫС ГЕЛИДОНИЯ

МЫС ГЕЛИДОНИЯ

Все началось довольно безобидно — с бронзовой статуи, изготовленной в IV в. до н. э. и изображавшей богиню плодо­родия и земледелия Деметру. В 1953 г. статую поднял со дна моря ныряльщик Ака Ахмед и передал профессору Стам­бульского университета Бину. Так она попала в музей Смирны (Измир), где через несколько лет ее увидел амери­канский путешественник и журналист Петер Трокмортон. Трокмортон, уже давно связавший свою профессию с хоб­би — подводным плаванием, проследил путь Деметры, приведший ее в музей, за­вел друзей среди турецких ловцов гу­бок, благодаря которым за два лета поз­накомился с настоящим корабельным кладбищем. Его сообщения заставили прислушаться специалистов. В последую­щие годы была организована группа экспертов, которой удалось из останков корабля, затонувшего в 1200 г. до н.э. возле мыса Гелидония, извлечь интерес­ные находки.

"Груз весом в одну тонну состоял из медных инструментов и слитков, являв­шихся по сравнению с другими подоб­ными находками самыми крупными и важными, которые были открыты до- классическими археологами"*, - заклю­чил Георг Басс, один из участников этой экспедиции. Обнаруженные предметы он описал в своем отчете следующим обра­зом:

"40 медных и бронзовых слитков, 27 из которых содержали клейма ма­стерских, где они были изготовлены. Оружие и бытовые предметы, вклю­чая топоры, широкие секиры, мотыги, кирки, лопату, молотки, резцы, ножи, наконечники для копий и стрел, брон­зовое зеркало и шило".

Теория о том, что на борту корабля находился медных дел мастер, под­тверждается многими предметами: брон­зовым пунсоном 25, парой каменных молотков, имеющих отверстия, плоским камнем, служившим, видимо, наковаль­ней. Были также обнаружены шлифо­вальные камни. Корабль, без сомнения, принадлежал купцу, так как на его бор­ту было найдено 48 гирь, составивших три полных комплекта: два из них со­ставляли круглые гири с плоскими дни­щами, так что они были устойчивыми; гири третьего комплекта были похожи на крошечные шарики, сплющенные с одной стороны.

Молотки, шлифовальные камни и ги­ри были найдены в той части корабля, которую ныряльщики назвали "капитан­ской каютой". Здесь были также обна­ружены четыре скарабея и тонко выгра­вированная печатка из камня для оттис­ков на глиняных табличках. На печатке были изображены три фигуры, в цент­ре — богиня, на голове которой надета высокая корона. Эта вещь была вы­полнена в Северной Сирии и на 500 лет старше погибшего корабля. В "каюте" были также найдены единственная на борту лампа и игральные кости. Здесь же находилось большое количество раз­личных керамических сосудов, изготов­ленных в конце Х1Н в. до н. э.

Корабль, относящийся ко времени ле­гендарного Одиссея, имевший первона­чальную длину около 9 и ширину 2 м, был построен по принципу, который использовался в средневековье при стро­ительстве каравелл, — все это явилось археологической сенсацией. Хотя сохра­нились лишь некоторые части корабель­ных досок, можно было определить, что шипы верхних досок точно входили в отверстия досок, расположенных ниже. В трюме, под грузом, для сохранения товаров сухими, находилось несколько вязанок хвороста (эта находка имеет большое значение, так как Гомер в "Одиссее" упоминает о таком хворосте, а переводчики и интерпретаторы всегда сталкивались с трудностями при толко­вании этого места, так как никто не мог себе представить, для чего при строи­тельстве корабля требовался хворост).

Итак, раскопки судна периода бронзового века до сих пор — с точки зрения науки — являются вершиной всех под­водных археологических исследований.

В результате успеха подводных иссле­дований музей университета штата Пенсильвания в 196! г. снарядил экспе­дицию, целью которой было обследова­ние останков других затонувших судов, обнаруженных Трокмортоном возле Яс­си-Ада - одного из расположенных к за­паду от Бодрума Карабагладских остро­вов.

Эта экспедиция работала до 1969 г., занимаясь раскопками нескольких ан­тичных кораблей, и обнаружила при этом большое количество вещей. Одна­ко самым важным при этом было то, что здесь впервые в большом объеме бы­ло проведено точное измерение мест находок на морском дне. На всем протя­жении работ, от лета к лету, улучша­лась техника исследований: в начальный период использовалась обычная измери­тельная сетка, в конце же измерительные работы проводились с помощью специально для этой цели оборудован­ного судна "Ашера"; научные съемки проводились с помощью различных теле­визионных камер, с фотовспышкой ве­лось фотографирование сочлененными камерами, осуществлялись измерения по методу воздушного шланга, а также при­менялись обычные способы раскопок и извлечения находок.

К числу обследованных судов при­надлежит корабль, затонувший в VII в. Подводные археологи смогли устано­вить, что в его кормовой части находил­ся камбуз 26. покрытый кирпичом. Этот камбуз был хорошо оборудован и при­способлен как для приготовления пищи, так и для хранения запасов. Были найде­ны ступы и толкуши, более двадцати кухонных горшков различной величины и формы, два медных котла и другие кухонные сосуды из меди. Но не только это. В числе находок была также обна­ружена красивая столовая посуда мини­мум на три персоны, причем каждый при­бор состоял из двух тарелок различной величины. И наконец, в числе важных находок следует еще упомянуть чашку с ручкой, более десяти кувшинов и кру­жек с шероховатой поверхностью, не­сколько глазурованных чаш и изящные медные сосуды.

Другим объектом исследований у ри­фов Ясси-Ада явился римский торго­вый корабль, построенный из кипари­сового дерева с дубовым килем. Он затонул в IV в., его груз составлял 1100 амфор, лежал он на глубине 42 м. Пер­воначальная длина корабля составляла около 19, а ширина —6,6 м. Киль имел 12,2 см в ширину и 22 см в высоту, бархоут27 — 16 см толщиной, толщина настила составляла 3,8 см, а толщина шпангоутов — 12,5 см. Как и у пре­дыдущего корабля, здесь на корме был обнаружен камбуз. Он оказался доволь­но просторным, но не был покрыт кир­пичом и имел скромное оборудование. Печь была сложена из грубоотесанных камней, кувшины и различные кухонные сосуды, а также четыре терракотовых масляных фонаря не имели никаких ук­рашений — все это свидетельствует о том, что хозяин судна был не очень состоя­тельным человеком.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru