СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

ГРАН КОНГЛУЭ

ГРАН КОНГЛУЭ

Благодаря сенсации, вызванной рас­копками в Альбенге, у спортсменов- подводников Средиземноморского побе­режья пробудился интерес к подводной археологии. Повсеместно стали находить амфоры и обнаруживать затонувшие ко­рабли. Спортсмены-подводники объеди­нились в специальные группы и стали помогать музеям извлекать со дна моря и делать доступными для обозрения ан­тичные сокровища. Самые крупные тогда археологические подводные раскопки на­чались в 1952 г. у Гран Конглуэ—из­вестняковой горы, которая выступает из моря на расстоянии около 10 миль к югу от Марселя, вблизи небольших островов Мэйр, Джарре, Кальзерен и Рю. Здесь под руководством Жака Ива Кусто, Фредерика Дюма и директора

Музея древностей Фернанда Бенуа, ответ­ственного за данную провинцию, на 42- метровой глубине были проведены рас­копки затонувшего римского корабля, груженного амфорами и керамикой и об­наруженного за два года до этого.

Работы у Гран Конглуэ особенно ин­тересовали специалистов; ведь уже при предварительном обследовании выясни­лось, что здесь находился самый древний из обнаруженных до сих пор морских ко­раблей. Именно это стало основной при­чиной того, что французский исследо­ватель изменил свои планы, отправился на "Калипсо" к неприветливым скалам Гран Конглуэ, стал там на якорь и вместе со своим экипижем начал работы по из­влечению покоившихся в морской глу­бине культурных ценностей.

Первая фаза работы протекала обыч­ным методом. Кусто описывает это сле­дующим образом: "В лаборатории "Ка­липсо" мы повесили на стену план зато­нувшего корабля, на который нанесли места наиболее важных й характерных находок. Чтобы избежать путаницы, а также для удобства работы мы произ­вольно обозначили останки: корма и нос, правый и левый борт, после чего при­ступили к раскопкам. Вначале аквалан­гисты поднимали амфоры, которые отде­лялись от грунта просто руками,— за пер­вые десять дней было поднято триста сосудов. Кроме того, им пришлось убирать камни и разбитый фаянс. Этот период пробного прощупывания длился дольше, чем мы рассчитывали. Это было вызвано тем, что серия необычных для этого времени года мистралей все вре­мя относила "Калипсо" от острова. Кроме того, мы совершили серьезную тактическую ошибку: вместо того чтобы начать систематические раскопки на кор­ме, а затем постепенно проникать вниз, мы стали копать по всей площади ко­рабельного могильника и таким образом смазали археологическую картину. Эту ошибку мы исправили, а вот с мистра­лем сделать ничего не смогли..."

На втором этапе работ "Калипсо" уже не было. Подводникам и археологам нужны были другое пристанище и рабо­чая платформа для генератора, компрес­соров, силовой установки для пневмо­эжектора, который — после пробного ис­пользования при раскопках у Махдии и Ангикиферы - получил здесь при под­водных работах широкое распростране­ние. Строительство базы создало проб­лемы, перед которыми люди Кусто го­товы были капитулировать. Однако, как часто случается в подобных ситуациях, трудности были устранены максимально простым способом. Археологов посетил командующий южным участком фран­цузской армии генерал Молле. Осмот? рев "Калипсо", он пришел в восторг от этой работы и пообещал скорую по­мощь. На следующий день к месту ра­боты прибыло подразделение военных саперов, которые у подножия острова соорудили платформу для компрессора, установили в скалах 20-метровую подъ­емную стрелу, зацементировали ее и зак­репили стальными тросами и, наконец, поставили еще металлический барак для жилья, после чего новый лагерь экспеди­ции, названный "Порт Калипсо", мог отпраздновать свое открытие.

Теперь работы по раскопкам кораб­ля, правда с перерывами, связанными с неблагоприятными периодами года, ве­лись планомерно дальше, пока наконец в 1960 г. не обнажился киль корабля. Находки, которые были обнаружены за эти восемь лет, исчислялись тысячами. Наиболее важными из них были амфоры двух типов — всего на поверхность бьшо поднято 1700 целых амфор—и 137 предметов простой столовой посуды раз­личной формы. Вес поднятого груза составил приблизительно 110 т — предпо­ложительно в свое время корабль имел на борту около 3000 амфор. Обычная пустая амфора, служившая в древности сосудом для перевозки грузов, весила в пределах от 15 до 20 кг и вмещала до 30 л.

Один тип амфор — заостренный книзу, с длинным горлом, по краю которого изображены буквы ЗЕ8 с символичес­ким изображением трезубца или якоря - напоминал по форме сосуды, обнаружен­ные у Альбенги; другие же амфоры были чисто греческого происхождения: выпук­лое, заостренное книзу тело, короткое горло и красиво оформленные ручки.

Деревенская посуда была отнесена Бенуа к периоду от III до II в. до н. э. По всем признакам она была изготовлена в гончарных мастерских вблизи Неаполя. Кусто так говорил об этой посуде: "Гре­ческие чаши для питья с двумя ручками, чаши и кубки различной величины, тарелки и рыбные блюда, имевшие в середине углубления для соуса, флако­ны для духов, горшочки для притира­ний и румян, а также великолепные ми­ниатюрные амфоры, которые в древно­сти использовались для сбора челове­ческих слез". Часть посуды была пок­рыта черным лаком и на дне украшена изображениями, похожими на розетки и пальмовые листья.

Кусто также почти с криминалисти­ческой скрупулезностью исследовал бук­вы 8Е8, а также выцарапанные на проб­ках некоторых амфор буквы ГТ1Т1СГ. В результате этой работы он выяснил, что последняя группа букв означала Луций Тит, сын Гая — судя по имени он происходил из известной $емьи, владевшей виноградниками вблизи Рима. Буквы 8Е8 обозначали имя дома судо­владельца Марка Сестия, жившего на острове Делосе.

Первоначальная длина корабля состав­ляла 23, а ширина —не более 7 м. Были найдены железные и медные облицо­вочные гвозди, а также 20-сантиметро­вый бронзовый штырь. Свинцовая об­шивка корабля, которая была, впрочем, не только на подводной, но и на надвод­ной части корпуса, была приклепана к деревянному корпусу медными заклеп­ками, которые в свою очередь имели свинцовую головку. Это свидетельствует о том, что античные судостроители бы­ли уже знакомы с воздействием корро­зии на различные металлы в соленой во­де. С помощью свинцовой оболочки медных заклепок им удалось таким эффективным способом предотвратить гальванический эффект. Шпангоуты и па­лубные бимсы 24 были изготовлены из пинии, кедра и дуба, киль был сделан из дуба. Сделанные из аллепской сосны доски соединялись между собой с по­мощью шипов из дуба и оливкового де­рева.

Следует отметить, что, хотя эта экспе­диция считается вехой в научной подвод­ной археологии, мы не должны забывать о тех ошибках, которые были при этом допущены: в течение всего периода рас­копок не бьшо разработано приемлемых методов картографической зарисовки ар­хеологических находок, в результате чего положение корабля и груза во всех научных публикациях воспроизведено графически лишь приблизительно. Сюда же следует добавить, что найденная ке­рамика относится к двум различным эпохам. Так, например, крестьянская посуда отнесена к периоду 160 — 150 гг. до н. э., в то время как большинство ам­фор указывают на то, что корабль пошел ко дну в 205 г. до н. э. Очевццно, ковар­ные скалы Гран Конглуэ были роковы­ми для многих судов, и все говорит за то, что Кусто раскопал два античных корабля, расположенных друг над дру­гом...

Как бы там ни было, Кусто с по­мощью разработанных и примененных учеными и смекалистыми аквалангиста­ми методов работы привел в изумление специалистов и указал новый путь к рас­копкам кораблей, покоящихся на морс­ком дне. Эти методы были использова­ны учеными и хорошо подготовленными археологами-любителями, а также охот­никами за сокровищами. Сообщения об исследованиях затонувших кораблей и их грузах, об обследовании погибших городов, а также об извлечении на по­верхность со дна морей, рек и жертвен­ных колодцев находок, ценных в архео логическом отношении, поступают со всех концов света. Одной из самых зна­чительных и технически наилучшим спо­собом оснащенных подводных экспеди­ций, несомненно, была экспедиция, про­веденная в период с 1958 по 1969 г.

возле Средиземноморского побережья Турции.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru