СОВЕТУЕМ ПОЧИТАТЬ

100 самых интересных городов Мира

Узнайте все о самых интересных городах нашей планеты - приготовьтесь к кругосветному путешествию

100 великих кораблекрушений

Подборка самых страшных кораблекрушений в истории человечества

Физиогномика

Наука физиогномика стара как мир. Можно сказать, что она начала формироваться интуитивно. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему без видимых причин один человек нам нравится, к другому мы испытываем антипатию, а третий вообще не вызывает никаких эмоций?

Сокровища затонувших кораблей

Узнайте какие сокровища таят в себе морские глубины.

МАХДИЯ

МАХДИЯ

 

В 1907 г. приблизительно на расстоя­нии 4,8 км от побережья Туниса, между городами Сус и Сфакс, на широте Махдии один греческий охотник за губками на глубине 39 м обнаружил останки вто­рого римского корабля, груженного на­грабленными греческими скульптурами. Первоначальная длина судна, по всей вероятности, составляла 40, а ширина 10 м. На средней палубе находилось при­близительно 65 гранитных колонн, сос­тавлявших семь рядов и занимавших площадь длиной 9 и шириной 7 м. На вто­рой палубе были сложены бронзовые и мраморные скульптуры. Местные жители тут же взялись за дело, подняли то, что можно было поднять без особого труда, и стали продавать эти произведения ис­кусства из-под полы.

Когда Альфред Мерлин, директор ту­нисского музея древностей, узнал о том, что на рынке предлагают для продажи настоящие произведения греческого ис­кусства, он заинтересовался их проис­хождением. Вместе с ученым Саломоном Рейнаком — тогда самым влиятельным исследователем классической древно­сти — он мобилизовал общественность, арендовал у французского военно-мор­ского флота спасательное судно "Цик­лоп", собрал необходимый капитал и сна­рядил подводную экспедицию.

И опять произведения искусства до­ставали со дна моря простые ныряльщи­ки, и опять археологам была отведена при этом более или менее пассивная роль. Как и во время раскопок у Анти­киферы, главным здесь было любой ценой сохранить при подъеме найденные предметы, а это влекло за собой отказ от научной работы непосредственно на месте находки. Все же по сравнению с Антикиферой здесь был существенный прогресс: всей операцией руководили выдающиеся ученые А. Мерлин и Л. По- инсот прямо на месте. Когда Рейнак увидел первые результаты, он восклик­нул: "После Геркуланума и Помпеи ничто подобное не открывалось перед человеческим взором".

Почти все бронзовые скульптуры сох­ранились великолепно. Так как боль­шинство мраморных скульптур бьшо покрыто песком и илом, то моллюски не причинили им никакого вреда. Водо­лазы обнаружили великолепный мрамор­ный сосуд для приготовления вина, тя­желовесные подсвечники, искусно вы­полненные карнизы с рельефами, а также большое количество бюстов и статуй: например, Диониса, бога вина и веселья, его сатиров; Афродиты, богини любви и красоты; Артемиды, богини охоты и луны; Афины, девственной богини горо­да Афины; Зевса-сына и посланца богов Гермеса, а также бога врачевания Аскле-
пия и его дочери Гигии. На бронзовых гермах Диониса имелась сигнатура из­вестного мастера эллинистского периода Боефа Халкедонского.

Раскопки проводились в благоприят­ные для работы месяцы и продолжа­лись до 1912 г. Пять крупных залов музея Эль Алауи (Бардо) в Тунисе не смогли вместить всех произведений ан­тичного искусства, поднятых на поверх­ность в результате этой экспедиции.

То, что груз был из Афин, установле­но не только в результате обнаружения аттического мрамора, а прежде всего благодаря старым аттическим надписям и рельефам IV в. до н. э., которые пред­положительно принадлежали святыням в Пирее и использовались на корабле в качестве балласта. Надежной отправной точкой для определения времени гибели корабля прежде всего служит бытовая керамика, принадлежавшая членам судо­вой команды, датируемая 100 г. до н. э.

Таким образом, если предметы, извле­ченные из затонувшего корабля, раско­панного у Антикиферы, относятся уже к началу ! в. до н. э., то произведения ис­кусства, обнаруженные у Махдии, дол­жны быть старше. Благодаря установлен­ному времени последнего плавания ко­рабля культурные ценности, найденные у Махдии, приобретают существенное зна­чение для всеобщей хронологии позд­него эллинизма.

Находка обоих кораблей с их грузом явилась сенсацией для археологии: ведь, как известно, произведения античного искусства на суше часто существовали не более столетия. Мраморные статуи разрушались, бронзовые фигуры пере­плавлялись. Оригинальные греческие фи­гуры из бронзы, которые мы сегодня  можем видеть в музеях, в подавля­ющем большинстве были подняты со дна моря. И в этом отношении большая доля приходится на произведения искусства, составлявшие некогда груз кораблей, останки которых были обнаружены воз­ле Антикиферы и Махдии.

ОСТАВИТЬ КОМЕНТАРИЙ

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНОЕ

1 Как искать клады

2 Первые люди на луне

3 Призрачный мир

4 Соперник серебра

5 Психографология

6 Сексуальная агрессия

7 Сексуальные преступления

8 Тайны запахов и звуков

КУПИТЬ РЕКЛАМНОЕ МЕСТО
По вопросам размещения рекламы на сайте пишите на deniwebs@yandex.ru